Главная > БИФУРКАЦИЯ РОЖДЕНИЯ ЦИКЛА И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ (ДЖ. МАРСДЕН, М. МАК-КРАКЕН)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Дитер С. Шмидт

Введение
В последние годы большое число работ было посвящено рождению периодических орбит из состояния равновесия. Исходным пунктом большинства этих исследований является либо теорема Ляпунова [1], либо теорема Хопфа [1]; некоторые из этих локальных результатов, полученные Чейфи [1], Хенрадом [1], Шмидтом и Свитом [1], отмечались в предыдущих разделах. В то же время Александером и Юорком [1] обсуждались и глобальные проблемы бифуркаций периодических орбит. В своей работе они показали, что теорему Ляпунова о центре можно получить как следствие теоремы Хопфа.

Дж. А. Йорк высказал идею, что и локально можно получить теорему Ляпунова из теоремы Хопфа. Для того чтобы показать это, мы проведем аналитическое доказательство теоремы Хопфа, основанное на альтернативном методе и описанное в общих чертах в статье Бергера из книги Антмана и Келлера [1]. Это доказательство является столь общим, что содержит в качестве следствия теорему Ляпу. нова. Кроме того, наше доказательство теоремы Хопфа поз. воляет достаточно просто обсудить некоторые исключительные случаи.

Бифуркационная теорема Хопфа
Рассмотрим $n$-мерную автономную систему дифференциальных уравнений
\[
\dot{x}=F(x, \mu),
\]

зависящую от действительного параметра $\mu$. Мы предполагаем, что (3С.1) допускает аналитическое семейство $x=$ $=x(\mu)$ состояний равновесия, т. е. $F(x(\mu), \mu)=0$. Без ограничения общности можно считать, что этим семейством яв ляется $x \equiv 0$, т. е. $F(0, \mu)=0$. Допустим, что при некотором $\mu$, например при $\mu=0$, матрица $F_{x}(0, \mu)$ имеет два чисто мнимых собственных значения $\pm i \beta$ и не существует других собственных значений $F_{x}(0,0)$, целочисленно кратных $i \beta$.

Пусть $\alpha(\mu)+i \beta(\mu)$ является продолжением по параметру собственного значения $i \beta$.
Будем предполагать, что $\alpha^{\prime}(0)
eq 0$.
(3С.1) Теорема Хопфа. При сформулированных условиях существуют непрерывные функции $\mu=\mu(\varepsilon)$ и $T=T(\varepsilon)$, зависящие от параметра $\varepsilon, \mu(0)=0, T(0)=2 \pi \beta^{-1}$ и такие, что у уравнения (3С.1) существуют периодические решения $x(t, \varepsilon)$ периода $T(\varepsilon)$, которые влипают начало координат при $\varepsilon \rightarrow 0$.
(3С.2) Замечание. Сформулированные нами в теореме Хопфа условия немного слабее, чем обычно: мы не требуем отсутствия других мнимых собственных значений. Кроме того, в нашем доказательстве не используется аналитичность $F(x, \mu)$, однако определенная гладкость ее необходима.

Доказательство. С помощью линейной замены координат вида $y=S(\mu) x$ и замены независимой переменной $\tau=$ $=\beta(\mu) t$ мы можем привести уравнение (3С.1) к следующему виду:
\[
\begin{array}{c}
\dot{y}_{1}=(u(\mu)+i) y_{1}+\varphi_{1}\left(y_{1}, y_{2}, \tilde{y}, \mu\right), \\
\dot{y}_{2}=(u(\mu)-i) y_{2}+\varphi_{2}\left(y_{1}, y_{2}, \tilde{y}, \mu\right), \\
\tilde{y}=B(\mu) \tilde{y}+\tilde{\varphi}\left(y_{1}, y_{2}, \tilde{y}, \mu\right) .
\end{array}
\]

Здесь $y_{1}$ и $y_{2}$ являются двумя первыми комплексными компонентами вектора $y$. Действительные решения получаются, только если $y_{1}=\bar{y}_{2}$. Остальные $(n-2)$ компоненты вектора $y$ действительны и обозначаются через $\tilde{y} . B(\mu)$ – действительная квадратная ( $n-2$ )-матрица, не обязательно имеющая нормальную форму, а функции $\varphi_{1}, \varphi_{2}, \tilde{\varphi}$ по крайней мере квадратичны по компонентам вектора $y$.
Введем теперь такие полярные координаты:
\[
y_{1}=r e^{i \theta}, \quad y_{2}=r e^{-i \theta}, \quad \tilde{y}=r \eta .
\]

Система (3С.2) принимает следующий вид:
\[
\begin{array}{l}
\dot{r}=u(\mu) r+\operatorname{Re}\left\{e^{-i \theta} \varphi_{1}\right\}, \\
\dot{\theta}=1+\frac{1}{r} \operatorname{Im}\left\{e^{-i \theta} \varphi_{1}\right\}, \\
\dot{\eta}=B(\mu) \eta-u(\mu) \eta+\frac{1}{r}\left(\varphi-\operatorname{Re}\left\{e^{-i \theta} \varphi_{1}\right\} \eta\right) .
\end{array}
\]

В эту систему мы введем скалярный множитель $\varepsilon$, полагая $r=\varepsilon \rho$ и $\mu=\varepsilon \mu_{1}$. Так как $\dot{\theta}=1+O(\varepsilon)$, мы можем использовать $\theta$ как новую независимую переменную, чтобы преодолеть автономность системы. В результате дифференциальные уравнения приобретают следующий вид:
\[
\begin{array}{l}
\frac{d \rho}{d \theta}=\varepsilon R(\theta, \rho, \eta, \varepsilon), \\
\frac{d \eta}{d \theta}=B(0) \eta+V(\theta, \rho, \eta, \varepsilon),
\end{array}
\]

и мы ищем $2 \pi$-периодические решения этой системы. В силу наших предположений о собственных значениях матрицы $B(0)$ мы получаем, что при $\varepsilon=02 \pi$-периодическим решением является только $\rho=\rho_{0}=$ const, $\eta=0$. Это решение сохраняется при $\varepsilon
eq 0$, если уравнение разветвления имеет решение (см. Бергер [1])
\[
\int_{0}^{2 \pi} R(\theta, \rho, \eta, \varepsilon) d \theta=0 .
\]

В подинтегральном выражении $\rho$ и $\eta$ являются $2 \pi$-периодическими решениями данной системы (3C.4). Члены порядка $\varepsilon^{0}$ уже известны, и мы можем вычислить члены того же порядка в уравнении разветвления. Отсюда получаем
\[
\mu_{1} u^{\prime}(0) \rho_{0}+O(\varepsilon)=0 .
\]

Это уравнение можно решить с помощью теоремы о неявной функции, так как $u^{\prime}(0)
eq 0$ по предположению, а $\rho_{0}
eq 0$ в силу того, что мы ищем нетривиальные решения. Поэтому мы однозначно находим $\mu_{1}=\mu_{1}^{\prime}(\varepsilon)=O(\varepsilon)$. Следовательно, функция $\mu=\mu(\varepsilon)=\varepsilon \mu_{1}(\varepsilon)=O\left(\varepsilon^{2}\right)$ найдена. Период решения в исходных $x$-координатах определяется из выражения для $\frac{d \theta}{d t}$ и равен
\[
T=T(\varepsilon)=\frac{2 \pi}{\beta(0)}\left(1+O\left(\varepsilon^{2}\right)\right) .
\]

Теорема Ляпунова
(3C.3) Теорема Ляпунова. Рассмотрим систему
\[
\dot{x}=A x+f(x),
\]

где $f(x)$-гладкая функция, которая равна нулю вместе с первыми производными при $x=0$. Предположим, что система допускает первый интеграл вида $I(x)=\frac{1}{2} x^{T} S x+\ldots$, где $S=S^{T} u \operatorname{det} S
eq 0$. Пусть $A$ имеет собственными значениями числа $\pm i \beta, \lambda_{3}, \ldots, \lambda_{n}, \beta
eq 0$. Тогда если $\frac{\lambda_{j}}{\beta i}
eq$ целому числу для $j=3, \ldots, n$, то система имеет однопараметрическое семейство периодических решений, стяаивающихся $\kappa$ началу координат, при этом их периоды стремятся к $\frac{2 \pi}{\beta}$. Обычное доказательство см. у Келли [1].
Доказательство. Как уже говорилось во введении, мы покажем, что эта теорема является следствием теоремы Хопфа. Для этого мы рассмотрим модифицированную систему
\[
\dot{x}=A x+f(x)+\mu \operatorname{grad} I(x)
\]

и покажем, что все условия теоремы о рождении цикла удовлетворяются, а нестационарные периодические орбиты могут быть только при $\mu=0$.

Вторую часть этого утверждения ґегко получить, вычисляя $\frac{d I}{d t}$ вдоль решений (3С.6), что дает
\[
\frac{d I}{d t}=\langle\operatorname{grad} I(x), A x+f(x)+\mu \operatorname{grad} I(x)\rangle=\mu|\operatorname{grad} I(x)|^{2} .
\]

Второе равенство следует из того, что $I(x)$ – интеграл (3C.5). Поэтому $\frac{1}{\mu} I$ монотонно возрастает всюду кроме точек, где $\operatorname{grad} I(x(t))=0$, откуда получаем $x^{\prime}(t)=x(0)$, т. е. стационарную точку ${ }^{1}$ ).

Для того чтобы применить теорему предыдущего раздела, мы должны проверить только условия на действительную часть собственного значения, близкого к $i \beta$. Снова с помощью линейной замены мы приведем линейную часть системы (3С.5) к нормальной форме. Будем предполагать, что это уже сделано, и, таким образом, матрица $A$ имеет следующую действительную форму:
\[
A=\left(\begin{array}{rrr}
0 & \beta & 0 \\
-\beta & 0 & 0 \\
0 & 0 & \tilde{A}
\end{array}\right),
\]

где $\tilde{A}$ – действительная квадратная матрица порядка $n-2$. Қак следует из равенства $A^{T} S+S A=0$, матрица $S$ в интеграле имеет вид
\[
S=\left(\begin{array}{ccc}
a & 0 & 0 \\
0 & a & 0 \\
0 & 0 & \tilde{S}
\end{array}\right)
\]
1) Не нужно забывать, что рассмотрение ведется в окрестности $\boldsymbol{x}=\mathbf{0}$, где $\operatorname{grad} I(x)=0$ только в точке $x=0 .-\Pi$ рим. перев.
с $a
eq 0$, так как $\operatorname{det} S
eq 0$. Наконец, из вида матрицы
\[
A+\mu S=\left(\begin{array}{ccc}
\mu a & \beta & 0 \\
-\beta & \mu a & 0 \\
0 & 0 & \tilde{A}+\mu \tilde{S}
\end{array}\right)
\]

следует, что собственное значение, близкое к $i \beta$, имеет действительную часть $\alpha(\mu)=a \mu$, и поэтому $\alpha^{\prime}(0)=a
eq 0\left[{ }^{3}\right]$.

Особый случай теоремы Хопфа
Наше доказательство теоремы Хопфа нетрудно приспособить к случаю, когда действительная часть собственного значения не удовлетворяет условию $\alpha^{\prime}(0)
eq 0$, а вместо этого $\alpha^{\prime \prime}(0)
eq 0$. Член с $\mu_{1}$ в бифуркационном уравнении равен нулю, и мы должны вычислить некоторые члены более высокого порядка.

Воспользуемся той же самой нормальной формой, которая ранее использовалась в уравнении (3С.2), и для простоты предположим, что $\varphi_{1}$ и $\varphi_{2}$-аналитические функции своих переменных. Будем считать, что предварительно нелинейным преобразованием исключены смешанные квадратичные члены, содержащие $y_{1}$ или $y_{2}$ и компоненты $\tilde{y}$. Этого можно добиться методом, аналогичным тому, который используется при биркгофовской нормализации гамильтоновых систем, т. е. с помощью преобразования вида (см. гл. 6A)
\[
\begin{aligned}
y_{1} & \rightarrow y_{1}+y_{1} \alpha^{T} \tilde{y}+y_{2} \beta^{T} \tilde{y}, \\
y_{2} & \rightarrow y_{2}+y_{1} \bar{\beta}^{T} \tilde{y}+y_{2} \bar{\alpha}^{T} \tilde{y}, \\
\tilde{y} & \rightarrow \tilde{y} .
\end{aligned}
\]

Если потребовать, чтобы в новых переменных уравнения не содержали членов, упомянутых выше, то это позволяет однозначно найти ( $n-2$ ) -мерные комплексные векторы $\alpha$ и $\beta$, так как матрица в системе (3C.2) не имеет при малых $\mu$ собственными значениями ни 0 , ни $2 i$.

Нам необходимо знать квадратичные и кубичные по $y_{1}, y_{2}$ члены функции $\varphi_{1}$, т. е.
\[
\varphi_{1}=a y_{1}^{2}+b y_{1} y_{2}+c y_{2}^{2}+\ldots+\alpha y_{1}^{3}+\beta y_{1}^{2} y_{2}+\lambda y_{1} y_{2}^{2}+\delta y_{2}^{3}+\ldots .
\]

Многоточие означает либо члены, содержащие только $\hat{y}$, либо члены более высокого порядка. Коэффициенты, конечно, зависят от параметра $\mu$, и мы можем записать $a=a(\mu)=$ $=a_{0}+a_{1} \mu+O\left(\mu^{2}\right)$ и аналогично для других коэффициентов.

В переменных $\theta, r, \eta$ самое важное уравнение – это урав. нение для $r$, и оно записывается в виде
\[
\frac{d r}{d \theta}=\frac{u(\mu) r+\operatorname{Re}\left\{e^{\left.-i \theta_{\varphi_{1}}\right\}}\right.}{1+r^{-1} \operatorname{Im}\left\{e^{-i \theta} \varphi_{1}\right\}} .
\]

Введем масштабный множитель
\[
r=\varepsilon^{2} \rho, \quad \mu=\varepsilon \mu_{1}
\]

и получим
\[
\begin{array}{l}
\frac{d \rho}{d \theta}=\varepsilon^{2}\left(R_{0}+\varepsilon^{2} R_{1}+\varepsilon \mu_{1} R_{2}+\mu_{1}^{2} R_{3}+\ldots\right), \\
\frac{d \eta}{d \theta}=B(0) \eta+O\left(\varepsilon^{2}\right),
\end{array}
\]

где
\[
\begin{array}{l}
R_{0}=\rho^{2} \operatorname{Re}\left\{a_{0} e^{i \theta}+b_{0} e^{-i \theta}+c_{0} e^{-3 i \theta}+\ldots\right\}, \\
R_{1}=\rho^{3}\left(\operatorname{Re}\left\{\alpha_{0} e^{2 i \theta}+\beta_{0}+\gamma_{0} e^{-2 i \theta}+\delta_{0} e^{-4 i \theta}+\ldots\right\}-\right. \\
-\operatorname{Re}\left\{a_{0} e^{i \theta}+b_{0} e^{-i \theta}+c_{0} e^{-3 i \theta}+\ldots\right\} \cdot \operatorname{Im}\left\{a_{0} e^{i \theta}+b_{0} e^{i \theta}+\right. \\
\left.\left.+c_{0} e^{-3 i \theta}+\ldots\right\}\right) \text {, } \\
R_{2}=\rho^{2} \operatorname{Re}\left\{a_{1} e^{i \theta}+b_{1} e^{-i \theta}+c_{1} e^{-3 i \theta}+\ldots\right\}, \\
R_{3}=\frac{1}{2} u^{\prime \prime}(0) \rho \text {. } \\
\end{array}
\]

Многоточием в функциях $R_{0}, R_{1}, R_{2}$ обозначены члены, содержащие $\eta$. Так как $\eta=0\left(\varepsilon^{2}\right)$, то эти члены несущественны при отыскании уравнения разветвления $2 \pi$-периодических решений, которое имеет ту же форму, что и ранее, и записывается в виде
\[
\int_{0}^{2 \pi}\left(R_{0}+\varepsilon^{2} R_{1}+\varepsilon \mu_{1} R_{2}+\mu_{1}^{2} R_{3}+\ldots\right) d \theta=0 .
\]

При вычислении этого интеграла сразу видно, что отсутствует постоянный член. Тем не менее следует обратить внимание на интегрирование $R_{0}$, так как оно дает вклад в член с $\varepsilon^{2}$ вследствие вида решения для $\rho$ :
\[
\begin{array}{r}
\rho=\rho_{0}+\varepsilon^{2} \rho_{0}^{2} \operatorname{Re}\left\{a_{0} i\left(1-e^{i \theta}\right)+b_{0} i\left(e^{-i \theta}-1\right)+\frac{c_{0} i}{3}\left(e^{-3 i \theta}-1\right)\right\}+ \\
+O\left(\varepsilon^{3}\right) .
\end{array}
\]

Благодаря предварительно проведенному преобразованию переменные $\eta$ в $R_{0}$ входят квадратично, и поэтому они вносят вклад только в члены высшего порядка по $\varepsilon$ и $\mu_{1}$. Интегрирование приводит нас к следующему уравнению разветвления:
\[
2 \pi\left(\varepsilon^{2} \rho_{0}^{3} \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\}+\frac{1}{2} \mu_{1}^{2} u^{\prime \prime}(0) \rho_{0}+\ldots\right)=0
\]

Теорема о неявной функции позволяет нам получить следующий результат: если $u^{\prime \prime}(0) \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\}<0$, то существуют два различных решения приведенного выше уравнения разветвления, имеющих вид $\mu_{1}=0(\varepsilon)$. Эти решения соответствуют двум семействам периодических орбит, рождающихся из состояния равновесия. В случае $u^{\prime \prime}(0) \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\}>0$ таких решений нет. Наконец, если дискриминант равен нулю, то необходимо учитывать члены более высокого порядка, чтобы выяснить, какой случай здесь имеет место. В случае $u(0)=$ $=u^{\prime}(0)=\ldots=u^{(n-1)}(0)=0, u^{(n)}(0)
eq 0$ мы вводим масштабный множитель с помощью соотношений $r=\varepsilon^{n} \rho, \mu=$ $=\varepsilon \mu_{1}$ и после аналогичных вычислений приходим к уравнению разветвления
\[
\frac{\rho_{0}}{n !} u^{(n)}(0) \mu_{1}^{n}+\rho_{0}^{3} \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\} \varepsilon^{n}+\ldots=0 .
\]

Обозначим $D=u^{(n)}(0) \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\}$. Если $n$ нечетно и $D
eq 0$, то всегда существует при малых $\varepsilon$ решение вышеприведенного уравнения разветвления, имеющее вид $\mu_{1}=$ $=\mu_{1}(\varepsilon)=O(\varepsilon)$. Если $n$ четно, то существуют два таких решения при $D<0$ и нет ни одного решения при $D>0$.
(3С.4) Теорема. Рассмотрим систему дифференциальных уравнений (3С.2), и пусть она записана в нормальной форме, как описано выше. Предположим, что $u(0)=u^{\prime}(0)=\ldots$ $\ldots=u^{(n-1)}(0)=0, \quad u^{(n)}(0)
eq 0, \quad n=1, \quad 2, \ldots \quad u \quad D=$ $=u^{(n)}(0) \operatorname{Re}\left\{\beta_{0}+i a_{0} b_{0}\right\}$. Тогда если $n$ нечетно и $D
eq 0$, то существует, по крайней мере локально, однопараметрическое семейство периодических орбит, которое стягивается в начало, а период этих орбит стремится к $2 \pi$, когда параметр стремится к нулю. Если $п$ четно, то существует два таких семейства в случае $D<0$ и ни одного-в случае $D>0$.

Этот результат очень близок к результату Чейфи [1], который обсуждался в гл. 3А. (См. также Такенс [1].) [‘]

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru