§ 120. «Американские горки»
При
криволинейном движении вагонетки по так называемым «американским горкам» (рис.
192, а) ускорение возникает в результате действия как силы притяжения Земли,
так и силы, обусловленной непосредственным соприкосновением. Первая — это сила
тяжести ,
действующая на вагонетку, вторая — сила реакции . В этом примере связь — это
рельсовый путь, по которому движется вагонетка.
Рис. 192.
а) Аттракцион «американские горки», б) Силы, действующие в нижней и верхней
точках «американских горок»
Посмотрим,
с какой силой рельсы действуют на вагонетку в самой верхней () и самой нижней () точках пути
(рис. 192, б). Так как при криволинейном движении ускорение всегда направлено в
сторону вогнутости траектории, то в точке оно направлено вниз, а в точке — вверх. Значит,
равнодействующая сил и в верхней точке пути направлена
вниз, а в нижней точке — вверх. Отсюда следует, что по модулю сила реакции в точке меньше, а в
точке больше,
чем сила тяжести . В точке избыток силы тяжести над
силой реакции сообщает вагонетке центростремительное ускорение, направленное
вниз. В точке ,
наоборот, сила реакции не только уравновешивает силу тяжести, но и сообщает
вагонетке центростремительное ускорение, направленное вверх. Центростремительное
ускорение .
Значит, разность между модулями сил и равна .
Различие
реакции опоры в разных точках пути обусловлено тем, что рельсы в нижней и
верхней точках пути оказываются по-разному деформированными. В этом можно было
бы убедиться рассуждениями, подобными тем, которыми мы воспользовались при
рассмотрении деформаций желоба в §117. По третьему закону Ньютона вагонетка в
свою очередь давит на рельсы с силой , равной по модулю силе , но направленной
от вагонетки к рельсам. Значит, в верхней точке пути вагонетка давит на рельсы
с меньшей силой, чем в нижней.
Итак,
сила, с которой тело действует на подставку (вагонетка на рельсы) при движении
по криволинейному пути, лежащему в вертикальной плоскости, не остается
постоянной, а зависит от скорости движения и от формы пути. Мы могли бы
обнаружить эти изменения, поместив на тележку, движущуюся по «американским
горкам», груз, лежащий на пружинных весах (рис. 193). Если тележка неподвижна,
то сила тяжести , действующая на груз,
уравновешивается упругой силой сжатой пружины весов , т. е. . Но если тележка
движется криволинейно, то будет либо меньше, либо больше , следовательно,
вес груза будет либо меньше, либо больше его веса в случае, когда тележка
неподвижна.
Рис. 193.
При движении через вершину «американской горки» показание пружинных весов
меньше силы тяжести, действующей на груз.
Этот
опыт еще раз иллюстрирует то обстоятельство, которое мы подчеркивали в § 55.
При измерении на пружинных весах вес тела оказывается равным силе тяжести
только в том случае, если весы и взвешиваемое тело покоятся (либо движутся без
ускорения). Если весы и тело обладают ускорением, направленным вниз, то вес
тела оказывается меньше силы тяжести. Наоборот, если ускорение весов и тела
направлено вверх, то вес тела оказывается больше силы тяжести.
120.1.
Найдите соотношение между радиусом кривизны моста и скоростью движения
автомашины, при котором нагрузка на выгнутый мост будет вдвое меньше, чем на
плоский. При какой скорости автомашина оторвется от моста, имеющего радиус
кривизны ,
в его наивысшей точке?