§ 29. Кинематика космических движений.
Мы видели, что
для описания движения точки необходимо измерять длину пути, пройденного точкой
по ее траектории, и «привязывать» каждое положение точки по траектории к
соответственному моменту времени. При изучении движения космического корабля
и вообще космических тел — планет, Луны, звезд — не может быть, конечно, речи о
непосредственной разметке траектории. Единственный способ измерения расстояния
до космического корабля (и вообще определения его положения) — это передача
сигналов, которые могут распространяться в космическом пространстве, т. е.
световых сигналов и радиосигналов. Например, можно наблюдать космический
корабль или планету в телескоп, или производить радиолокационные наблюдения
планет, или принимать сигналы, передаваемые космическим кораблем.
Собственно
говоря, в этом нет ничего принципиально нового по сравнению с наблюдением
движений предметов на Земле. На Земле мы также пользуемся световыми сигналами
(наблюдение движущегося тела простым глазом, фотографирование) и радиосигналами
(радиолокация.) Но между наблюдениями в пределах земных расстояний и наблюдениями
на огромных дистанциях в космосе есть важная количественная разница. В самом
деле, так как каждый сигнал требует определенного времени для своего распространения
от движущегося тела к наблюдателю, то в тот момент, когда мы производим
наблюдение движущегося тела, оно оказывается уже в другом месте: наблюдение
события запаздывает по отношению к моменту, когда событие произошло, на время
пробега сигнала от движущегося тела к наблюдателю.
Правда,
скорость света и радиосигналов настолько велика, что это смещение тела за
время запаздывания прихода сигнала будет мало по сравнению с расстоянием до
тела. Например, если бы можно было видеть пулю, летящую со скоростью 800 м/с на
расстоянии 1 км, то, не учитывая того, что свет, приходящий от пули, запоздает,
мы ошиблись бы в определении положения пули примерно на 3 мм. Но в космическом
пространстве тела могут удаляться на очень большие расстояния, и поэтому
погрешность может сильно возрасти. Например, для космического корабля, удаляющегося
от Земли с той же скоростью 800 м/с и достигшего орбиты Юпитера (при наибольшем
сближении Земли и Юпитера), погрешность, вызванная неучетом времени пробега
светового или радиосигнала, достигнет уже 1700 км!
Таким образом,
при больших расстояниях пренебрегать временем пробега сигнала уже нельзя;
например, если нужно передать на космический корабль какую-либо команду
(скажем, включить двигатели) в тот момент, когда корабль занимает определенное
положение относительно небесных тел, то команда должна быть послана с
упреждением, равным времени запаздывания сигнала. Кроме того, конечно, должно
быть учтено такое же время запаздывания и при определении самого положения
космического корабля. Для приведенного примера с кораблем, достигающим орбиты
Юпитера, запаздывание сигнала и требуемое упреждение должны были бы равняться
2100 с. Ясно, что запаздывание будет тем больше, чем дальше от Земли находится
космический корабль; так, при достижении орбиты Плутона требуемое упреждение
составило бы уже 20 000 с, а погрешность в определяемом положении при неучете
запаздывания сигнала достигла бы 16 000 км.
На
Земле измерение времени запаздывания радиосигнала при прохождении большого
расстояния используют при радиолокации. Радиолокатор посылает мощный радиосигнал
в направлении, где ожидается появление цели. Целью может быть самолет, ракета,
дождевая туча, след метеора в атмосфере — вообще всякое тело, способное
отражать радиосигнал. Отраженный от тела сигнал улавливается приемником
радиолокатора; специальное устройство измеряет время, протекшее между посылкой
сигнала и его приемом. Так как сигналу пришлось пройти расстояние от локатора
до цели дважды, то, очевидно, расстояние до цели равно половине измеренного
промежутка времени между посылкой сигнала и его приемом, умноженной на скорость
радиосигнала. Момент локации, т. е. момент отражения сигнала от цели,— это
полусумма моментов посылки и приема сигналов.
К
моменту приема сигнала локатором цель успеет сдвинуться (от момента попадания
сигнала на цель) на расстояние, равное дистанции до цели, умноженной на
отношение скорости цели к скорости радиосигнала. Например, при локации с
расстояния 1000 км самолета, летящего со скоростью 2000 км/ч, самолет
сдвинется примерно на 2 м.
Впервые
скорость света была измерена в космосе; при этом было использовано описанное
выше явление запаздывания светового сигнала, приходящего с большого расстояния,
относительно момента выхода сигнала. В конце XVII века датский ученый Олаф
Рёмер, наблюдая затмение спутника планеты Юпитер, попадающего при каждом
обращении вокруг планеты в ее тень, заметил, что в то время, когда Земля в
своем годовом движении вокруг Солнца приближается к Юпитеру, промежутки
времени между затмениями уменьшаются по сравнению с временем, когда Земля удаляется
от Юпитера. Он объяснил это различие тем, что при приближении Земли к Юпитеру
запаздывание, с которым мы наблюдаем события, происходящие вблизи Юпитера
(затмения спутника), уменьшается, а при удалении — увеличивается. Суммарное
различие в запаздывании должно равняться времени, которое свет затрачивает на
прохождение диаметра земной орбиты. Скорость света равняется, таким образом,
диаметру земной орбиты, разделенному на наибольшее различие в запаздывании
наблюдения затмений. Подробнее метод Рёмера описан в томе III.
Из
сказанного следует, что при «привязке» наблюдаемых положений космического
корабля (или другого небесного тела) к соответственным моментам времени следует
относить к наблюдаемому (например, в телескоп) положению не момент наблюдения,
а более ранний — с учетом запаздывания сигнала. Отсюда ясно, какую важную роль
играет скорость распространения света или радиоволн при изучении движений
космических объектов: космических кораблей, планет, комет, звезд и т. д. Чем
дальше объект, тем важнее учет времени распространения света. Мы видим дальние
звезды не в том положении, в котором они находятся сегодня, а в том, в котором
они находились годы, тысячи и миллионы лет тому назад. С другой стороны, для
«земных» движений запаздывание мало: даже на пробег вокруг земного шара по
экватору свет потратил бы только 0,13 с.
Есть
и на Земле такие движения, для которых нужно учитывать время пробега света при
«привязке» положений тела к моментам времени: это — движения, по скорости
сравнимые со световым сигналом. Элементарные частицы могут обладать скоростями,
весьма близкими к скорости света. Для определения положения таких частиц учет
времени пробега светового сигнала, конечно, необходим, так как они даже за
малое время успевают сместиться очень сильно. Обычные же тела — самолеты,
ракеты, снаряды, если говорить о самых быстрых больших телах,— движутся
настолько медленно по сравнению со световым сигналом, что для них поправка
остается малой, пока расстояния малы.