ГЛАВА V. МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
§ 5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Электрические машины служат для преобразования механической энергии в электрическую (генераторы) либо электрической в механическую (двигатели). Машины переменного тока делятся на асинхронные и синхронные. Такое деление связано с характером вращения магнитного потока и ротора в двигателях переменного тока. Так, в асинхронном двигателе скорость вращения ротора несколько меньше скорости вращения магнитного поля, создаваемого обмоткой статора. Увеличение нагрузки двигателя вызывает уменьшение скорости вращения ротора. В синхронном же двигателе скорость вращения ротора равна скорости вращения магнитного поля статора и не зависит от нагрузки двигателя. Подобное различие можно усмотреть и в работе асинхронного и синхронного генераторов.
Асинхронные машины используют главным образом как двигатели, а синхронные — как двигатели и генераторы. Практически все генераторы переменного тока синхронные.
Двигатель переменного тока имеет статор с сетевой обмоткой, создающей вращающий момент, и ротор с обмоткой, создающей противодействующий момент. Статор и ротор, выполненные из листовой электротехнической стали, входят в общую магнитную цепь двигателя.
В синхронных генераторах ротор под действием первичного двигателя при своем вращении создает вращающий магнитный поток, наводящий в обмотке статора ЭДС. Таким образом, обмотка ротора создает полюсную систему — индуктор, а обмотка статора генератора является якорем. Все электрические машины переменного тока имеют механическую часть, куда входят: корпус машины (станина), вал ротора, подшипники, в которых вращается вал, и вентиляционное устройство для охлаждения машины.
Конструктивные особенности различных машин переменного тока более подробно рассмотрены ниже.