отключении первичного двигателя, ротор вместе со своим магнитным полем несколько отстанет от вращающегося поля статора. Вращающееся поле статора поведет за собой ротор, являющийся электромагнитом. Синхронная машина превращается в синхронный двигатель, в котором и поле статора и поле ротора (ротор) будут вращаться с одинаковой скоростью (синхронно). По мере увеличения нагрузки на валу такого двигателя угол
будет увеличиваться (в противоположную сторону по отношению к генератору), что также приведет к увеличению тока в цепи двигателя и, стало быть, к увеличению потребляемой из сети электрической мощности.
В отличие от асинхронного двигателя, в котором увеличение нагрузки на валу приводит к уменьшению скорости вращения ротора, в синхронном двигателе увеличение механической нагрузки приводит к увеличению угла
между полюсами вращающихся полей статора и ротора при сохранении скорости вращения ротора.
Ротор синхронного двигателя будет продолжать синхронное вращение до тех пор, пока он будет за полпериода переменного тока успевать поворачиваться своими полюсами к следующим проводникам обмотки статора с таким же направлением тока, как и в тех проводниках, против которых он находится в данный момент. Иначе говоря, ротор двигателя должен вращаться с такой же скоростью, как и поле статора, проходя полюс за полпериода переменного тока (разность скоростей поля и ротора может составлять не более 2-5%), при этом на него будет действовать вращающий момент одного и того же направления. При чрезмерно большой механической нагрузке ротор двигателя выпадает из синхронизма и останавливается.
Рис. 5-25