§ 1.6. МАГНИТНЫЙ ПОТОК ЭДС И ТОКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Магнитный поток асинхронного двигателя состоит из двух основных потоков: потока
создаваемого током
статора, и потока
создаваемого током
ротора (рис. 5-11):
Оба потока частично замыкаются вокруг витков (через воздух), минуя сталь статора и ротора и создавая потоки рассеяния
Последние наводят в этих обмотках ЭДС рассеяния и
Рабочий поток Ф наводит в обмотках статора и ротора ЭДС соответственно
и
.
Запишем уравнение электрического равновесия для статорной цепи в векторной форме:
т. е. напряжение сети уравновешивается ЭДС самоиндукции и падением напряжения
на сопротивлении
обмотки.
Так как полное сопротивление
обмотки
то
и уравнение электрического равновесия (5.11) можно переписать:
Поскольку падение напряжения на обмотке статора невелико, то можно считать, что
Тогда магнитный поток Ф асинхронной машины, пропорциональный ЭДС самоиндукции можно считать практически постоянным и не зависящим от нагрузки
Этот поток Ф можно выразить через ток холостого хода двигателя
где
— намагничивающая сила,
— магнитное сопротивление цепи. Так как потоки
имеют одинаковую скорость, то
отсюда
т. е. ток статорной цепи
равен геометрической сумме тока холостого хода и приведенного тока ротора, взятого с обратным знаком. Из-за большого магнитного сопротивления цепи с двумя воздушными зазорами ток холостого хода асинхронного двигателя значителен и является в основном реактивным током.
Скорость вращения магнитного поля статора
(синхронная скорость) определяется, как известно, частотой тока сети
и числом пар полюсов обмотки
:
откуда
Для ротора, вращающегося относительно поля статора со скоростью
имеем:
Но
тогда
Отсюда следует, что частота тока в роторе отлична от частоты питающего тока и зависит от скольжения s. При пуске двигателя:
Гц; на холостом ходу:
при
частота тока в роторе
Гц. Сопротивление роторной
обмотки резко изменяется с изменением скорости вращения ротора:
Обозначив
получим:
Пропорциональной скольжению s оказывается и ЭДС в цепи ротора. Обозначив ЭДС в обмотке ротора в момент пуска
можно записать:
Используя полученные выше соотношения, можно представить значение тока ротора:
т. е. ток в обмотке ротора зависит от скольжения.
Учитывая, что токи статора и ротора связаны между собой уравнением (5.16), можно сделать вывод: ток статора также зависит от скольжения и имеет максимальное значение в момент пуска. По этой причине у короткозамкнутых двигателей пусковой ток в 5—7 раз больше номинального, что затрудняет их включение в маломощные сети.
От скольжения зависит и коэффициент мощности цепи ротора двигателя