§ 5.8. АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНТАКТНЫМИ КОЛЬЦАМИ
Как отмечалось выше, недостатком асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором является большой пусковой ток, превышающий в 5—7 раз его номинальное значение. Желая улучшить пусковые характеристики двигателя, М. О. Доливо-Добровольский разработал и некоторые специальные типы двигателей, одним из которых является двигатель с контактными кольцами.
Асинхронный двигатель с контактными кольцами имеет обычный для асинхронных двигателей статор с трехфазной сетевой обмоткой, но его ротор имеет также трехфазную обмотку, размещенную по поверхности ротора. Роторная обмотка соединена звездой: три начала соединены вместе, а три ее конца соединены с тремя изолированными друг от друга контактными кольцами. Последние жестко укреплены на валу ротора (рис. 5-13). Посредством неподвижных щеток в цепь ротора включается пусковой трехфазный реостат, изменяющий активное сопротивление обмотки ротора в момент пуска. Такое устройство является либо пусковым (для уменьшения пускового тока при одновременном сохранении вращающего момента) либо регулировочным (для регулирования скорости вращения ротора двигателя). После разгона ротора пусковой реостат
Рис. 5-13
Рис. 5-14
выключается и обмотка закорачивается либо вручную, либо с помощью центробежного автоматического короткозамыкателя. Для уменьшения потерь на трение в некоторых таких двигателях имеются приспособления для отвода щеток от контактных колец после замыкания последних.