Главная > Материаловедение: Учебник для высших технических учебных заведений
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ГЛАВА XXIII. АНТИФРИКЦИОННЫЕ (ПОДШИПНИКОВЫЕ) СПЛАВЫ НА ОЛОВЯННОЙ, СВИНЦОВОЙ, ЦИНКОВЫЙ И АЛЮМИНИЕВОЙ ОСНОВАХ

Антифрикционные еплавы применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам, определяются условиями работы вкладыша подшипника. Эти сплавы должны иметь достаточную твердость, но не очень высокую, чтобы не вызвать сильного износа вала; сравнительно легко деформироваться под влиянием местных напряжений, т. е. быть пластичными; удерживать смазочный материал на поверхности; иметь малый коэффициент трения между валом и подшипником.

Кроме того, температура плавления этих сплавов не должна быть высокой, и сплавы должны обладать хорошей теплопроводностью и устойчивостью к коррозии.

Для обеспечения этих свойств структура антифрикционных сплавов должна быть гетерогенной, состоящей из мягкой и пластичной основы и включений более твердых частиц. При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечивающие износостойкость, а основная масса, истирающаяся более быстро, прирабатывается к валу и образует сеть микроскопических каналов, по которым циркулирует смазочный материал и уносятся продукты износа.

Наиболее широко применяют сплавы на оловянной и свинцовой основе (баббиты), сплавы на цинковой и алюминиевой, основе, а также медно-свинцовые сплавы (см. с. 417).

Оловянные и свинцовые баббиты. В табл. 41 приведены состав и назначение часто применяемых баббитов. Оловянные баббиты используют в подшипниках турбин крупных судовых дизелей, турбонасосов, турбокомпрессоров, электрических и других тяжелонагруженных машин.

Баббиты являются многокомпонентными сплавами, но основой их служит система

Мягкая основа сплава — -твердый раствор сурьмы в олове, а твердые кристаллы — Р-фаза; эта фаза представляет собой твердый раствор на основе химического соединения

Сурьма и олово отличаются по плотности, поэтому сплавы этих металлов способны к значительной ликвации. Для предупреждения этого дефекта в баббиты вводят медь. Она образует с сурьмой химическое соединение Это соединение имеет более высокую температуру плавления и кристаллизуется первым, образуя разветвленные дендриты, которые препятствуют ликвации

Таблица 41 (см. скан) Химический состав (по легирующим элементам) и назначение подшипниковых сплавов — баббитов (ГОСТ 1320-74)


кубических кристаллов Кроме того, кристаллы образуют в баббите твердые включения, дополнительно повышающие износостойкость вкладышей.

На рис. 195, а приведена микроструктура баббита Темное поле представляет собой пластичную массу -твердого раствора сурьмы и меди в олове, светлые кристаллы квадратной формы являются соединением (-фазой), а кристаллы в виде звездочек или удлиненных игл — соединением

Свинцовые баббиты применяют для менее нагруженных подшипников. Свинцово-оловянные сплавы имеют структуру, состоящую из -твердого раствора — и Си в свинце (мягкая составляющая) и твердых частиц Р-фазы (рис. 195, б).

Антифрикционные и механические свойства баббитов повышаются при введении в их состав никеля, кадмия и мышьяка.

Таблица 42 (см. скан) Химический состав 1 кальциевых баббитов, % (ГОСТ 1209-73)

Рис. 195. (см. скан) Микроструктура баббита:


Никель упрочняет а-раствор. Кадмий с мышьяком (сплав образуют соединения которые служат зародышами для формирования соединения (Р-фа-зы).

Некоторое применение нашел сплав свинца с сурьмой и небольшими добавками меди Структура сплава состоит из эвтектики (твердый раствор ) + (твердый раствор в первичных кристаллов и соединения играющих роль твердой составляющей.

На железнодорожном транспорте большое распространение получили кальциевые баббиты (подшипники вагонов, подшипники коленчатого вала тепловозных дизелей и т. д.). Состав кальциевых баббитов приведен в табл. 42.

Сплавы принадлежат к системе Мягкой составляющей баббита является -фаза (твердый раствор в а твердой составляющей — кристаллы (рис. 95, в). Натрий и другие элементы, вводимые в сплав, повышают твердость а-раствора.

Баббиты, имея небольшую прочность могут применяться только в подшипниках, имеющих прочный стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Тонкостенные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изготовляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на

Таблица 43 (см. скан) Химический состав (по легирующим элементам) и механические свойства некоторых антифрикционных алюминиевых сплавов


линии непрерывной заливки. Подшипники большого диаметра заливают индивидуально стационарным или центробежным способом, а также литьем под давлением.

Повышенные антифрикционные свойства и высокое сопротивление усталостным разрушениям обеспечивают новые триметаллические подшипники. Наиболее распространенные отечественные композиции трехслойных вкладышей состоят из стальной основы, промежуточного пористого медно-никелевого или металлокерамического слоя (см. с. и свинцового сплава, заполняющего поры промежуточного слоя и образующего рабочий поверхностный слой толщиной не более 0,1 мм. Триметаллы нашли широкое применение в автомобилестроении

Цинковые антифрикционные сплавы. Чаще применяют сплавы и содержащие кроме алюминия и меди . В литом виде сплавы применяют для монометаллических вкладышей, втулок и т. д.; сплав применяется и для отливки биметаллических изделий со стальным корпусом.

В деформированном виде сплав используют для получения биметаллических полос со сталью и алюминиевыми сплавами методом проката и последующей штамповки вкладыша.

Вследствие высоких антифрикционных свойств и достаточной прочности при температуре эти сплавы могут заменять бронзы для узлов трения, температура которых не превышает При более высоких температурах сплавы размягчаются и налипают на вал.

Алюминиевые антифрикционные (подшипниковые) сплавы. В табл. 43 приведены алюминиевые сплавы для изготовления подшипников (ГОСТ 14113-78). Основными компонентами сплавов являются образующие с алюминием гетерогенные структуры.

Чем больше в сплаве олова, тем выше его антифрикционные свойства. Однако в литых сплавах содержание олова не должно превышать 10-12 %, так как образующаяся грубая сетка оловянистой составляющей снижает износостойкость и сопротивление усталости при повышении температуры. В деформированных сплавах оловянистая составляющая располагается в виде отдельных включений внутри зерен, это дает возможность увеличить содержание олова и значительно улучшить антифрикционные свойства сплава.

Сплавы применяют для литья монометаллических вкладышей и втулок толщиной более 10 мм. Сплавы предназначаются для получения биметаллической ленты со сталью методом прокатки с последующей штамповкой вкладышей. Подшипники из сплава можно изготовлять и литьем.

При работе в тяжелонагруженных скоростных подшипниках на рабочую поверхность сплавов наносится слой (толщиной мм) олова или другого мягкого металла.

Подшипники работают при нагрузке не более и окружной скорости

Разработан сплав содержащий Применение этого сплава вместо алюминиевых сплавов для подшипников скольжения обеспечивает коэффициент трения увеличение износостойкости в раза, а противозадирной стойкости в 2 раза.

Вопросы для самопроверки

(см. скан)

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru