3. УПРОЧНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫМ ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ
Многие детали машин, прошедшие упрочнение терми ческой или химико-термической обработкой, от работоспособности которых зависит долговечность машины в целом, добавочно упрочняются поверхностным пластическим деформированием (ППД).
Чаще ППД применяют для деталей машин, работающих в условиях знакопеременных нагрузок (торсионы, коленчатые валы, шатуны, шестерни и др.), высоких скоростей и давлений (распределители, поршни, поршневые кольца, золотники, плунжеры и др.), окислительного изнашивания, контактно-усталостных напряжений (цапфы шестерен, опорные шейки, поворотные кулачки и др.). В зависимости от формы, размеров, характера производства выбирают наиболее оптимальный метод поверхностного пластического деформирования. Для деталей сложной формы (пружины, рессоры, лопатки, шатуны и др.) применяется дробеструйная обработка.
Для упрочнения наружных и внутренних поверхностей цилиндрических изделий, сферических и профильных поверхностей, галтелей применяют накатывание роликовым (шариковым) инструментом.
В табл. 25 приведены примеры упрочнения деталей машин методом ППД на Уралмашзаводе.
Наклеп поверхности ППД (толщина упрочненного слоя 0,1- 0,25 мм) повышает предел выносливости на 30-50 % (см. табл. 25), долговечность в 3—10 раз, сопротивление фреттинг-коррозии в 1,5-2 раза.