Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2. ПРИМЕРЫ ТЕРМИЧЕСКОЙ И ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ МАШИНВ зависимости от условий работы деталей машин, их упрочнение достигается закалкой и отпуском, поверхностной закалкой или химико-термической обработкой, чаще цементацией и нитроцементацией с последующей закалкой и низким отпуском, реже азотированием. Объемная закалка и отпуск. Объемную закалку с последующим низким или высоким отпуском для получения требуемых механических свойств широко применяют в машиностроении. Например, в машиностроении 35-40 % упрочняемых деталей подвергается объемной закалке и отпуску. Получить высокую прочность у обычных машиностроительных сталей (до 0,5-0,6 % С) можно путем объемной закалки и низкого отпуска. Однако повышение прочности Низкому отпуску
Рис. 169. Влияние содержания углерода на вязкость разрушения низкоотпущенных при 150-200 °С (а) и высокоотпущенных при 500-600 °С (б) легированных сталей (О. Н. Романив): 1 — легированные конструкционные и инструментальные стали; 2 — стали после ВТМО; 3 — стали после закалки с перегревом (зерно аустенита номер 1—4); 4 — мелкозернистая сталь (номер 12—15); 5 — рафинированная сталь (чистая) (кликните для просмотра скана) продолжение табл. 18. (см. скан) высокоуглеродистые легированные стали (см. с. 259). Низкому отпуску подвергают и некоторые детали машин из конструкционных сталей, содержащих 0,35-0,45 % С и требующих высокой твердости Для изготовления нагруженных болтов, баллонов высокого давления, некоторых деталей шасси самолета нашли применение высокопрочные Низкому отпуску подвергают и низкоуглеродистые цементуемые (нитро-цементуемые) стали, которые обеспечивают высокую конструкционную прочность, особенно если они мелкозернистые. Объемной закалке с последующим отпуском при Таблица 19 (см. скан) Стали и термическая обработка упругих элементов машин (типовые детали) упругие элементы машин (табл. 19), изготовляемые из сталей Критический диаметр прокаливаемости для стали Подавляющее число деталей машин из среднеуглеродистых
Таблица 20 (см. скан) Типовые детали машин, упрочняемые объемной закалкой и высоким отпуском После улучшения стали обладают высокой живучестью (низкой скоростью роста трещины усталости), несмотря на раннее по времени образование трещины усталости. После закалки и. высокого отпуска предел выносливости В табл. 20 приведены типовые детали машин, упрочняемые закалкой и высоким отпуском, а также рекомендуемые стали. Для улучшаемых деталей твердость и прочность колеблются в широких пределах в зависимости от температуры отпуска и состава стали Огали с различным содержанием углерода и легирующих элементов после одинакового режима обработки отличаются друг Рис. 170. Зависимость механических свойств стали от друга по механическим свойствам. Однако, если различные стали обработать на одинаковую прочность Если после улучшения Как было указано ранее, оптимальное сочетание прочности и пластичности после улучшения достигается, если сечение изделия соответствует критическому диаметру (95 % мартенсита) для данной стали (см. с. 206). Механические свойства стали в первую очередь определяются содержанием в ней углерода, от которого зависит и закаливаемость стали. Прокаливаемость определяется присутствием легирующих Таблица 21 (см. скан) Механические свойства улучшенных сталеб в зависимости от временного сопротивления (А. П. Гуляев) элементов. В условиях полной прокаливаемости механические свойства мало зависят от природы и степени легированностй. Исключение составляют никель и молибден, повышающие сопротивление хрупкому разрушению. Однако не следует стремиться к применению сталей с излишне высокой прокаливаемостью, поскольку необходимое для этого высокое содержание легирующих элементов способствует росту склонности к хрупкому разрушению и ухудшает технологические свойства. Глубокопрокаливающиеся легированные стали применяют для крупных деталей Для надежного обеспечения прочности ответственных деталей, работающих при эксплуатации в основном на изгиб и кручение, закаленный слой со структурой 95 % мартенсита должен располагаться на глубине не менее 1/2 радиуса от поверхности. Для деталей, работающих на растяжение (шатуны, торсионные валы, ответственные болты и др.), а также для рессор и пружин нужно обеспечить полную прокаливаемость по всему сечению (95 % мартенсита в центре заготовки), т. е. равнопрочность по сечению. Для большинства ответственных деталей машин из улучшаемых сталей твердость после закалки на расстоянии 1/2 радиуса от поверхности должна быть не менее
Рис. 171. Отжиг поковок различного сечения из углеродистых При выборе стали следует учитывать, что легирующие элементы повышают устойчивость аустенита против отпуска, поэтому для получения требуемой прочности и твердости легированные стали при улучшении подвергают отпуску при более высокой температуре. Это позволяет не только более полно снять закалочные напряжения, но и получить в стали лучшее сочетание прочности и вязкости. В тяжелом и энергетическом машиностроении масса деталей (поковок) достигает десятков и сотен тонн (роторы турбин и генераторов, рабочие колеса гидротурбин, траверсы и рамы прессов и т. д.), что осложняет термическую обработку. Термическая обработка крупных поковок, как правило, состоит из двух этапов: предварительного и окончательного. Предварительную термическую обработку проводят непосредственно после ковки с целью измельчения зерна аустенита (отжиг), предотвращения появления флокенов, снижения твердости для облегчения последующей механической обработки, уменьшения остаточных напряжений и подготовки структуры под окончательную термическую обработку. Небольшие поковки из сталей типа (кликните для просмотра скана) образованием бейнита. В процессе изотермической выдержки при 640-660 °С и последующего медленного охлаждения происходит удаление растворенного водорода с поверхностных слоев и перераспределение его в центре поковки. При этом уменьшается количество активного растворенного водорода, что приводит к уменьшению флокеночувствительности стали. На рис. 172 приведена схема отжига и антифлокенной предварительной термической обработки крупных поковок из среднелегированных Окончательная термическая обработка поковок сводится к закалке (или двойной закалке) в воде, реже в масле и отпуску. Иногда вместо закалки применяют нормализацию. Продолжительность этих операций 100-400 ч. На рис. 173 приведена схема закалки и отпуска роторов турбогенератора массой Поверхностная закалка при индукционном нагреве. Поверхностную закалку применяют для деталей машин, испытывающих в работе изгиб, кручение и контактные напряжения, т. е. в тех случаях, когда рабочие напряжения максимальны на поверхности. Чаще закалка при индукционном нагреве применяется для
Рис. 173. Режим окончательной термической обработки роторов валов, коленчатых валов мало- и средненагруженных зубчатых колес и многих других деталей машин. Индукционная поверхностная и объемно-поверхностная закалка стали по оптимальным режимам и правильный выбор стали значительно повышают предел выносливости (см. табл. 16), предел контактной выносливости на 50-70 %, долговечность в 2—5 раз и сопротивление фреттинг-коррозии в 2—5 раз. В местах обрыва закаленного слоя, не охватывающего концентраторы напряжений (галтели, выточки и др.), образуются остаточные растягивающие напряжения, снижающие Разработка методов поверхностной закалки при глубинном индукционном нагреве (см. с. 223) позволила использовать его как комплексный способ упрочнения, одновременно повышающий сопротивление статическим и усталостным нагрузкам при изгибе при высоком уровне контактной усталости и сопротивления износу. Поверхностная закалка при индукционном нагреве по сравнению с химико-термической обработкой менее трудоемка и во многих случаях по качеству деталей не уступает цементации (нитроцементации). Недостатком этого метода упрочнения является трудность его унификации. Для каждой детали конструкции индуктора, охлаждающих устройств и установок в целом разрабатываются отдельно. Поэтому применение для поверхностной закалки индукционного нагрева при единичном и мелкосерийном производстве должно быть технически и экономически обосновано с учетом как затрат непосредственно на термическую обработку, так и эффекта от повышения работоспособности изделий. В табл. 22 приведены примеры использования поверхностной закалки при индукционном нагреве для упрочнения деталей металлорежущих станков и автомобилей. Некоторые шестерни заднего моста автомобиля (например, коническая ведомая и ведущая шестерни редукторов заднего моста) изготовляют из стали В зависимости от модуля колеса После закалки твердость на поверхности зуба (кликните для просмотра скана) Продолжение табл. 22 (см. скан) длительных процессов химико-термической обработки к закалке при индукционном нагреве и замены легированных сталей. В тракторном -и сельскохозяйственном машиностроении, если к зубчатым колесам не предъявляется высоких требований по износостойкости, их изготовляют из сталей В станкостроении поверхностной закалке при индукционном нагреве подвергают только мало- и средненагруженные зубчатые колеса, чаще не переключаемые на ходу. Этот метод упрочнения часто используют для шестерен малых и средних размеров, работающих с колесами, подвергнутыми упрочнению, ввиду хорошей их взаимной прирабатываемости. Обычно колеса для поверхностной закалки изготовляют из стали В станкостроении чугунные Для изготовления коленчатых валов сложной формы с большими фланцами и отверстиями наряду резонансяых колебаний благодаря повышенной демпфирующей способности. Чугунные валы весьма разнообразны, начиная от небольших (для двигателей автомобилей Химико-термическая обработка. Этот вид обработки применяют для деталей машин, которые должны сопротивляться износу при различных давлениях, обладать высокой прочностью при изгибе, а также высокими значениями сопротивления усталости при изгибе, контактных напряжениях, сопротивляться схватыванию и задирам в условиях трения без смазочного материала. Цементация и нитроцементация рекомендуются для наиболее напряженных деталей машин (зубчатые колеса, валы, шпиндели, вал шестерни и др.). Содержание легирующих элементов в стали, предназначенной для изготовления деталей, упрочняемых цементацией (нитроцементацией), так же как и улучшаемых, не должно быть слишком высоким, но должно обеспечивать требуемую прокаливаемость поверхностного слоя и сердцевины и тормозить рост зерна аустенита при нагреве. Легирование должно обеспечить возможность применения наиболее экономичного и технически выгодного метода термической обработки — непосредственной закалки из цементационной (нитроцементационной) печи. Для высоконагруженных деталей, цементуемых на большую толщину (более Цементация (на толщину Максимальная долговечность в области малоцикловой усталости достигается при высоком значении
Рис. 174. Влияние толщины слоя цементации (нитроцементации) достигается, когда слой еостоит из мартенситно-аустенитной структуры, сердцевина и слой имеют мелкое зерно и отсутствуют такие дефекты, как карбидная или трооститная сетка, выделение по границам зерен карбонитридов хрома и темной составляющей при нитроцементации. Поэтому нужно принимать меры, исключающие появление указанных дефектов упрочненного слоя в процессе химико-термической обработки, или предусматривать способы их устранения окончательной механической обработкой. На конструктивную прочность деталей большое влияние оказывает толщина упрочненного слоя. Эффективная толщина слоя Для устранения деформации изделий после цементации нередко проводят шлифование на толщину
Рис. 175. Влияние содержания углерода в цементованном слое на предел выносливости стали типа ХГТ и нитроцементованных деталей разрушению зависит от прочности сердцевины. Повышение прочности сердцевины способствует увеличению и контактной прочности. Например, при твердости выше В табл. 23 и 24 приведены типичные детали автомобиля и металлорежущих станков, подвергаемые цементации и нитроцементации. Наиболее часто цементации и нитроцементации подвергают зубчатые колеса, которые должны обладать высокой износостойкостью рабочих поверхностей и достаточной статической прочностью, сопротивлением усталости при изгибе и при контактном нагружении. Твердость на поверхности зуба во избежание его хрупкого разрушения не должна превышать Стали и методы упрочнения зубчатых колес, применяемые в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении, можно классифицировать по степени нагруженности этих деталей. 1. Мало- и средненагруженные зубчатые колеса (шестерни ведущие и ведомые коробки передач, шестерни главной передачи ведомые и др.) изготовляют из безникелевых 2. Тяжелонагруженные зубчатые колеса изготовляют из малоникелевых цементуемых (нитроцементуемых) сталей Цементацию применяют для подшипников массовых типов с наружным диаметром 40—150 мм и крупногабаритных подшипников диаметром до Таблица 23 (см. скан) Детали металлорежущих станков, упрочняемых цементацией значительные ударные и контактные нагрузки. Наружные кольца с диаметром менее 60 мм из стали (кликните для просмотра скана) Для деталей, склонных к короблению (деформациям), работающих на износ и испытывающих небольшие контактные нагрузки, рекомендуется азотирование. Азотированию могут подвергаться практически все легированные стали. Азотирование повышает износостойкость деталей машин в 5—10 раз, предел выносливости при изгибе на 30-60 % и сопротивление коррозии. Твердость колеблется в широких пределах 650— 1200 HV в зависимости от состава стали и режима обработки. В станкостроении для повышения предела выносливости и износостойкости, а также сопротивления схватыванию наиболее нагруженные детали станков (например, шпиндели обрабатывающих центров) после улучшения подвергают азотированию. Азотирование используют для поверхностного упрочнения гильз Азотирование применяют и для мало- и средненагруженных колес сложной конфигурации, например, Широко применяется азотирование деталей топливной аппаратуры и клапанов дизельных двигателей, деталей турбин из высокохромистых сталей Азотирование используют для упрочнения как крупных высоконагруженных коленчатых валов, например тепловозных двигателей (диаметром шейки 150—300 мм) из стали Азотированию на толщину елоя 0,7 мм подвергают и коленчатые валы тепловозов, отлитые из высокопрочного магниевого чугуна, для повышения сопротивления износу и предела выносливости. Твердость на поверхности
|
1 |
Оглавление
|