Главная > Вращающиеся волчки: курс интегрируемых систем (Mumeль Oдeн)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Воспользуемся уравнением Манакова, чтобы дать другое доказательство результатов I.3. В старых обозначениях для $J$ и $\mathbf{J}$ заметим, что условия $0<\lambda_{1}<\lambda_{2}<\lambda_{3}$, или $0<a_{3}<a_{2}<a_{1}$, из Главы I дают $b_{1}<b_{2}<b_{3}$. Кроме того, как и в I.1, предположим, что $a_{1}<a_{2}+a_{3}$, поэтому $b_{1}>0$ и $0<b_{1}^{2}<b_{2}^{2}<b_{3}^{2}$.
Замечание. Насколько нам известно, это единственное место в книге, где условие на матрицу $\mathbf{J}$, полученное из физических соображений, используется (достаточно слабо) в математической постановке задачи.
${ }^{1}$ Здесь $G=S L(n, \mathbf{R}), K=S O(n)$, а $\sigma$ – инволюция Картана.

2.1. Спектральная кривая

Найдем характеристический полином матрицы $M+J^{2} \lambda$. Пусть собственное значение этой матрицы равно $\lambda \mu$. Поскольку матрица $J^{2}$ диагональна, то $J^{2}-\mu \mathrm{Id}$ также диагональна с элементами $\beta_{i}=b_{i}^{2}-\mu$, а искомый характеристический полином равен
\[
\operatorname{det}\left(M+\lambda\left(J^{2}-\mu \mathrm{Id}\right)\right)=\lambda\left(\beta_{1} \beta_{2} \beta_{3} \lambda^{2}+\beta_{1} u^{2}+\beta_{2} v^{2}+\beta_{3} w^{2}\right) .
\]

Рассмотрим спектральную кривую $X$, заданную уравнением
\[
\lambda^{2}+\frac{u^{2}}{\left(b_{2}^{2}-\mu\right)\left(b_{3}^{2}-\mu\right)}+\frac{v^{2}}{\left(b_{3}^{2}-\mu\right)\left(b_{1}^{2}-\mu\right)}+\frac{w^{2}}{\left(b_{1}^{2}-\mu\right)\left(b_{2}^{2}-\mu\right)}=0,
\]

которое можно также переписать в виде
\[
\lambda^{2}+\frac{2\left(H^{\prime}-p^{2} \mu\right)}{\left(b_{1}^{2}-\mu\right)\left(b_{2}^{2}-\mu\right)\left(b_{3}^{2}-\mu\right)}=0,
\]

так что $2 p^{2}=u^{2}+v^{2}+w^{2}$ (используя обозначения из I.3), а $2 H^{\prime}=$ $=b_{1}^{2} u^{2}+b_{2}^{2} v^{2}+b_{3}^{2} w^{2}$. Функция $H^{\prime}$ может быть представлена в виде линейной комбинации $H$ и $K=p^{2}$; это мы оставляем читателю в качестве упражнения.

Род кривой $X$ равен 1 , и она является двулистным накрытием над $\mathbf{P}^{1}$ (оно определяется функцией $\mu$ ), разветвленным в точках $b_{i}^{2}$ и $H^{\prime} / p^{2}$. Пусть $P_{i}=\left(b_{i}^{2}, \infty\right)$. Заметим, что все точки ветвления вещественны и, следовательно, вещественная часть $X_{\mathbf{R}}$ состоит из двух компонент связности.
2.2. Отображение собственных векторов
По-прежнему будем использовать обозначение $\beta_{i}=b_{i}^{2}-\mu$. Вектор
\[
W(\mu, \lambda)=\left(\begin{array}{c}
\frac{-\lambda \beta_{2} v+u w}{\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}} \\
\frac{\lambda \beta_{1} u+v w}{\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}} \\
1
\end{array}\right)
\]

является собственным вектором матрицы Лакса $M+J^{2} \lambda$ (проверяется непосредственным вычислением), т. е. мероморфным сечением расслоения собственных векторов над $X$ (см. Приложение 3). Этот вектор на кривой $X$ нигде не обращается в нуль, однако он, конечно, имеет полюсы. Его дивизор полюсов представляет собой элемент группы Пикара $\operatorname{Pic}(X)$, который соответствует (сопряженному) расслоению собственных векторов.

Предложение 2.2.1. Дивизор полюсов вектора $W$ равен $P_{1}+P_{2}+A \in$ $\operatorname{Div}^{3}(X)$, где $A$ – точка кривой $X$ с координатами
\[
\left(\mu=\frac{b_{1}^{2} u^{2}+b_{2}^{2} v^{2}}{u^{2}+v^{2}}, \lambda=-\frac{u w}{\left(b_{2}^{2}-y\right) v}\right) .
\]

Доказательство.
Найдем полюсы первой координаты вектора $W$, т. е. полюсы мероморфной функции $\left(-\lambda \beta_{2} v+u w\right) /\left(\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}\right)$.

Рассмотрим сначала бесконечно удаленные точки $P_{1}, P_{2}$ и $P_{3}$ на $X$. В точке $P_{1}$ числитель обращается в бесконечность, а знаменатель конечен, так что $P_{1}$ является полюсом. В точке $P_{2}$ числитель обращается в нуль, а в точке $P_{3}$ он стремится к бесконечности, однако частное конечно. Найдем теперь «конечные» полюсы, т. е. точки, в которых знаменатель обращается в нуль, а числитель ненулевой. Имеем: $\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}=0$ тогда и только тогда, когда $u^{2} \beta_{1}+v^{2} \beta_{2}=0$, что дает одно значение $\mu$ из предложения, которое соответствует двум точкам кривой $X$, т. е. двум противоположным значениям $\lambda$. В одной из этих точек числитель также обращается в нуль:
\[
0=\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}=-\lambda^{2} \beta_{2}^{2} \frac{v^{2}}{u^{2}}+w^{2}=\left(-\lambda \beta_{2} \frac{v}{u}+w\right)\left(\lambda \beta_{2} \frac{v}{u}+w\right),
\]

так как $\beta_{1} u^{2}+\beta_{2} v^{2}=0$. Мы получаем точку $A$.
Аналогичные вычисления показывают, что эта точка является также полюсом второй координаты
\[
\frac{\beta_{1} u+v w}{\lambda^{2} \beta_{1} \beta_{2}+w^{2}} .
\]

Вторая координата также имеет полюс в точке $P_{2}$. Кроме того, вычисления показывают, что все эти полюсы являются простыми. Что и требовалось доказать.

Перенесем всю конструкцию на постоянный дивизор $-P_{1}-P_{2}$ и получим следующее отображение в $\operatorname{Pic}^{1}(X)=X$ :
\[
\begin{aligned}
V & \xrightarrow{\varphi} X \\
M & \longmapsto(M) .
\end{aligned}
\]

Напомним (см. I.3), что через $V$ мы обозначили пополнение совместной поверхности уровня интегралов $H$ и $K$, которое по доказанному является кривой рода 1 как пересечение двух квадрик. В слегка переформулированном виде следующее предложение принадлежит Хайне [39].
Предложение 2.2.2. Кривые $V$ и $X$ рода 1 изоморфны, а отображение $\varphi$ является стандартным накрытием со слоем $\mathbf{Z} / 2 \times \mathbf{Z} / 2$.

Замечание. Между прочим, этот результат показывает, что кривые $X$ и $V$ являются гладкими одновременно.

Доказательство.
Отображение $\varphi$ определено корректно: числитель и знаменатель не могут одновременно обращаться в нуль ${ }^{2}$, если $(u, v, w)$ удовлетворяют уравнениям кривой $V$. Таким образом, мы имеем алгебраическое отображение из аффинной части $V_{0} \subset \mathbf{C}^{3} \subset \mathbf{P}^{3}(\mathbf{C})$ в кривую, заданную уравнением (2) в $\mathbf{P}^{1} \times \mathbf{P}^{1}$. Это определяет алгебраическое отображение $V \rightarrow X$.

Очевидно, что можно выразить $u^{2}, v^{2}$ и $w^{2}$ через $y$, используя уравнения для $V$. Зная $\lambda$, можно определить знак $u w / v$, так что $\varphi$ имеет степень 4. Прообраз любой точки кривой $X$ состоит из точек
\[
\left(\begin{array}{c}
\varepsilon u \\
\eta v \\
\varepsilon \eta w
\end{array}\right) \quad \varepsilon, \eta= \pm 1 .
\]

Можно утверждать больше: эти четыре точки всегда различны, в противном случае две из координат $u, v, w$ обращались бы в нуль
${ }^{2}$ Если $b_{1}
eq b_{2}$, что предполагается по условию.

одновременно, что, как мы уже заметили, невозможно. Следовательно, мы имеем стандартное четырехлистное накрытие с группой $\mathbf{Z} / 2 \times \mathbf{Z} / 2$.

Благодаря последнему факту, кривые $V$ и $X$ изоморфны: обе кривые $V$ и $X$ фактически являются группами (абелевыми многообразиями), и алгебраическое отображение $\varphi$ должно быть групповым гомоморфизмом (с точностью до трансляций) с ядром, изоморфным $\mathbf{Z} / 2 \times \mathbf{Z} / 2$. Отсюда можно вывести, что $V$ действительно изоморфно $X$, а $\varphi$ является (с точностью до трансляции) умножением на 2. Дадим подробное доказательство этого факта. Начнем с того, что сформулируем и докажем достаточно общую лемму о жесткости, взятую из книги Мамфорда но абелевым многобразиям [64].
Лемма 2.2.3. Пусть $V$ и $X$ – два абелевых многообразия, $и$ пусть $\varphi: V \rightarrow X$ – морфизм многообразий. Тогда существует элемент $a \in X$, такой что $\varphi=f+a$, где $f: V \rightarrow X$ – групповой морфизм.
Доказательство.
Положим $f(x)=\varphi(x)-\varphi(0)$, так что $f(0)=0$. Мы хотим показать, что $f$ является морфизмом групп, другими словами, что отображение
\[
\begin{aligned}
g: V \times V & \longrightarrow X \\
(x, y) & \longmapsto f(x+y)-f(x)-f(y)
\end{aligned}
\]

постоянно (равно нулю). Заметим, что $g(x, 0)=g(0, y)=0 \forall x, y \in V$. Пусть $U$ – аффинная карта в окрестности точки $0 \in X$, и пусть $F=X-U$ – ее дополнение. Множество $g^{-1}(\boldsymbol{F})$ замкнуто, как и его проекция $G$ на второй сомножитель $V$ : проекция замкнута, поскольку $V$ компактно. По определению, 0 не принадлежит $G$, поэтому дополнение $V-G$ представляет собой непустое открытое подмножество $\Omega$ многообразия $V$. Пусть $y \in \Omega$. Тогда $\left.g\right|_{V \times\{y\}}$ есть морфизм из компактного многообразия $V$ в открытое аффинное множество $U$. Он постоянен и равен нулю. Таким образом, мы показали, что $g$ является постоянным на непустом открытом подмножестве $V \times \Omega \subset V \times V$ и, следовательно, постоянным всюду.

Вернемся к кривым $V$ и $X$. Отождествим $V=\mathbf{C} / \Lambda_{1}$ и $X=\mathbf{C} / \Lambda_{2}$ так, чтобы $\varphi(0)=0$ (другими словами, трансляция совпадает с отождествлением). Следовательно, $\varphi$ является группой гомоморфизмов, которую можно поднять до отображения $\widetilde{\varphi}: \mathbf{C} \rightarrow \mathbf{C}$ вида $z \mapsto A z$ для некоторого $A \in \mathbf{C}$. Так как $\operatorname{Ker} \varphi=\mathbf{Z} / 2 \times \mathbf{Z} / 2$, то можно предположить, что эти две решетки совпадают и $A=2$ (детали см. в доказательстве предложения 2.2.4).

Замечание. Конечно, можно доказать, что $V$ и $X$ изоморфны, используя соотношения между $\lambda_{i}$ и $b_{i}^{2}$, однако это не очень удачный подход (честно говоря, мы нашли идею настолько непривлекательной, что никогда ею не воспользовались).

Если посмотреть более внимательно на вещественные структуры в последней части доказательства, то мы получим
Предложение 2.2.4. Кривая $X$ изоморфна якобиану кривой $V$, причем этот изоморфизм вещественный. Отображение собственных векторов $\varphi$ является накрытием со слоем $\mathbf{Z} / 2 \times \mathbf{Z} / 2$. Если $V_{\mathbf{R}}$ непусто, то оно отображается на одну компоненту связности $X_{\mathbf{R}}, a$ определяет двулистное накрытие каждой компоненты $V_{\mathbf{R}}$ над своим образом.
Доказательство.
Заметим, что $X_{\mathbf{R}}$ всегда непусто, однако это неверно для $V_{\mathbf{R}}$. Если $V_{\mathbf{R}}$ пусто, т. е. если $h / p^{2}
otin\left[\lambda_{1}, \lambda_{3}\right]$, то надо просто заменить $V$ на его якобиан и продолжить отображение $\varphi$. Таким образом, мы рассмотрим лишь случай, когда $V_{\mathbf{R}}$ непусто, так что оба указанные отождествления $V=\mathbf{C} / \Lambda_{1}$ и $X=\mathbf{C} / \Lambda_{2}$ могут быть сделаны вещественными. Поскольку обе кривые имеют вешественные части, состоящие из двух компонент, то можно предположить, что каждая решетка $\Lambda_{j}$ порождается 1 и некоторым чисто мнимым $\tau_{j}$ (см. Приложение 4). Поскольку $\varphi$ – вещественное отображение, то $A=\tilde{\varphi}(1) \in\left(\mathbf{R} \cup \mathbf{R} \cdot \frac{1}{2} \tau_{2}\right) \cap \Lambda_{2}$, т. е. $A \in \mathbf{Z}$. Конечно, если $A=n$, то в $\operatorname{Ker} \varphi$ существует элемент порядка $n$, такой что $A=2$. Имеем $\widetilde{\varphi}\left(\tau_{1}\right)=2 \tau_{1}=q \tau_{2}$ для некоторого $q \in \mathbf{Z}$. Учитывая свойства ядра, получаем $q=2$ и $\tau_{1}=\tau_{2}$.

Теперь мы все знаем совершенно точно, например, что ограничение $\varphi$ на вещественную часть кривой $V$ (если она непуста) отображает две компоненты $V_{\mathbf{R}}$ на те же компоненты $X_{\mathbf{R}}$ и что ограничение этого отображения на каждую компоненту $V_{\mathbf{R}}$ является двулистным накрытием.

Замечание. Компонента вещественной части $X_{\mathbf{R}}$ из образа содержит точку ( $\mu=H^{\prime} / p^{2}, \lambda=0$ ), полученную при $w=0$.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru