Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 18. Электрические машины постоянного токаКак уже отмечалось, принцип действия электродвигателей основан на использовании силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле. Однако при работе электродвигателя принципиальную роль играет явление самоиндукции в его обмотках. Модель электрической машины. Рассмотрим упрощенную линейную модель электрической машины (рис. 121): проводящий контур с включенным в него источником тока с ЭДС помещается в однородное магнитное поле. Подвижная часть контура — стержень Обозначим через равномерно, необходимо приложить к нему внешнюю силу Пусть за промежуток времени
Как совершение этой механической работы, так и выделение теплоты происходит за счет действия источника тока. На основании закона сохранения энергии совершенная источником работа равна сумме выделившейся теплоты и работы силы Ампера:
откуда, переходя к пределу
Сопоставляя это выражение с законом Ома для полной цепи, мы видим, что роль ЭДС играет величина, состоящая из двух слагаемых: из ЭДС источника тока
Рис. 121. К энергетическим превращениям при электромагнитной индукции Обратим внимание на то, что приведенные рассуждения фактически представляют собой вывод закона электромагнитной индукции с помощью закона сохранения энергии. Рассмотренный пример можно представить как упрощенную модель электродвигателя постоянного тока. Как видно из уравнения (2), энергия источника тока используется для совершения работы над внешними телами и частично рассеивается в виде джоулевой теплоты. Из формулы (3) видно, какую роль играет явление электромагнитной индукции в работе электродвигателя. Именно благодаря этому явлению не вся работа источника превращается в теплоту. Теперь предположим, что стержень Джоулева теплота теперь выделяется как за счет работы источника тока, так и за счет работы внешней силы
откуда, переходя к пределу
В этом случае устройство работает как генератор. Даже если мы уберем источник тока Обратим внимание на то, что на самом деле нет необходимости рассматривать эти случаи — электродвигатель и генератор по отдельности. Легко видеть, что уравнение баланса энергии (2) и уравнение закона Ома (3) охватывают оба случая, если только учитывать знак изменения магнитного потока Типы электрических машин. Конструктивно электрические машины постоянного тока могут быть выполнены по-разному. Основное различие заключается в способе создания магнитного поля. В простейших маломощных моторчиках используются постоянные магниты. В тех случаях, когда для этой дели используется электромагнит, его обмотка соединяется с обмоткой якоря либо параллельно (шун-товая машина), либо последовательно (сериесная машина). Возможны и комбинированные схемы соединения (компаунд-машины). Каждая из таких машин имеет свои достоинства и недостатки. Для шунтовых двигателей характерно малое изменение скорости вращения якоря в широких пределах изменения механической нагрузки. Сериесные машины обеспечивают большой крутящий момент при трогании с места и потому находят широкое применение на транспорте. Скорость их вращения существенно меняется при изменении нагрузки. Условия работы электродвигателя. Рассмотрим подробнее электродвигатель постоянного тока с независимым возбуждением, когда магнитное поле создается либо постоянным магнитом, либо обмотками, включенными параллельно якорю. Для простоты будем пренебрегать энергетическими потерями, связанными с созданием магнитного поля. Пусть сопротивление обмотки якоря равно Предположим, что к якорю электродвигателя со стороны механической нагрузки приложен постоянный вращающий момент М. Будем рассматривать работу электродвигателя в стационарном режиме, когда угловая скорость вращения якоря
Поскольку при вращении якоря в постоянном магнитном поле в его обмотке возникает ЭДС индукции, ток
где Сравнивая эти формулы, легко увидеть, что
Это соотношение, разумеется, очевидно, если вспомнить, что ЭДС самоиндукции и представляет Собой работу сторонних сил. Поскольку при независимом возбуждении магнитное поле статора постоянно, то скорость изменения магнитного потока и, следовательно, ЭДС индукции пропорциональна угловой скорости вращения якоря
где
Из сравнения выражений (9) и (10) видим, что при установившемся вращении якоря ток в его обмотке пропорционален приложенному механическому моменту:
Однако из соотношения (7) следует, что ток не может превышать значения
которое достигается при
Если момент внешних сил, действующих на якорь, будет превышать это значение, то якорь будет вращаться в противоположную сторону и двигатель будет работать как генератор. Максимальная мощность двигателя. Итак, из равенства (11) следует, что зависимость тока в якоре от приложенного механического момента линейная (рис. 122а), причем максимальные значения Полная мощность, потребляемая электродвигателем от сети, есть
Зависимость потребляемой мощности от М представлена на рис. 1226 прямой 1. С помощью формул (6) и (11) выражение для механической мощности, развиваемой двигателем, можно представить в виде
Это уравнение параболы, ветви которой направлены вниз (кривая 2 на рис. 1226). Механическая мощность двигателя обращается в нуль при
КПД двигателя. Коэффициент полезного действия двигателя, определяемый как отношение механической мощности к полной мощности, потребляемой от сети, равен
Зависимость КПД от М представлена на рис. 122в. Для определения зависимости угловой скорости якоря от механической нагрузки вернемся к формуле (10). Подставляя в нее
С помощью формулы (17) коэффициент пропорциональности к между ЭДС самоиндукции и угловой скоростью со, входящий в формулу для искомых величин, можно выразить через угловую скорость холостого хода Приведенные на рисунке зависимости наглядно иллюстрируют условия работы электродвигателя. Стремление получить от данного электродвигателя возможно больший вращающий момент неизбежно приведет, как это видно из рис. 122б,в, к тому, что механическая мощность двигателя и его КПД будут крайне низкими, а угловая скорость якоря близка к нулю. Почти вся потребляемая при этом от сети энергия пойдет на нагревание обмотки якоря.
Рис. 122. Зависимость тока в обмотке якоря (а), полной и полезной мощности (б), КПД (в) и угловой скорости якоря (г) от момента внешних сил Для получения максимальной полезной мощности от данного двигателя механическую нагрузку необходимо рассчитывать. Механический момент внешних сил должен быть равен половине максимального момента, который может развить данный электродвигатель. Этого можно добиться использованием редуктора. Коэффициент полезного действия двигателя, работающего в таком режиме, равен 0,5. Любую механическую мощность Для получения высокого КПД при заданной полезной мощности следует, как видно из рис. 1226, выбирать меньшее значение момента внешних сил при этом бесполезный расход энергии на нагревание обмотки якоря будет меньше. ЗадачаЯкорь электродвигателя постоянного тока с независимым возбуждением потребляет от сети ток I. Чему равен КПД двигателя при работе в таком режиме, если при полном затормаживании якоря сила тока в нем возрастает до значения Решение. КПД электродвигателя — это отношение развиваемой им механической мощности
Отношение
При вращающемся якоре сила тока в нем определяется законом Ома для неоднородного участка цепи:
Разделив почленно (20) на (19), выражаем отношение
Этот результат можно, разумеется, получить и из приведенной в тексте формулы (16), если заметить, что в ней • Поясните описанную в тексте линейную модель электрической машины. В каком случае она соответствует электродвигателю и в каком — электрогенератору? • Объясните возможность использования электродвигателя постоянного тока в качестве электрогенератора, основываясь на законе сохранения энергии. • Используя аналогию между поступательным движением и вращением, покажите справедливость формулы • Почему электродвигатель потребляет максимальный ток, когда его якорь заторможен? Почему при этом развиваемый данным двигателем крутящий момент будет наибольшим? • Покажите, что максимальное значение механической мощности, развиваемой электродвигателем, равно четверти потребляемой им от сети мощности при заторможенном якоре. Чему равен КПД двигателя, когда он развивает максимальную механическую мощность? • Нарисуйте электрические схемы включения обмоток шунтовых и сериесных электродвигателей и дайте качественное объяснение их особенностей, отмеченных в тексте.
|
1 |
Оглавление
|