Главная > Психофизиология цветового зрения
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Часть 1. ПРИРОДА СВЕТА И ЦВЕТА

Зрение — основной источник информации о внешнем мире, данный человеку (и некоторым другим видам животных) его биологической природой. Для человека мир всегда представляет собой зрительную сцену, некоторую картину, формируемую из комбинаций световых пятен разной яркости и цвета. Поэтому вопрос, что такое свет и почему мы видим мир цветным, наверное, один из самых интересных вопросов о природе психических явлений. Эту проблему пытались решать со времен античности, но долгое время решение ускользало от исследователей, поскольку психические явления рассматривались по прямой аналогии с физическими, т. е. закономерности психики искали в физических свойствах внешних воздействий. И только во второй половине XIX в. с развитием физиологии и психофизики было окончательно выяснено, что свет и цвет, так же как вкус, запах, звук и другие качества или модальности нашего восприятия, имеют психофизиологическую природу, возникая как результат специфической организации нейронных сетей мозга. Обращение к этой проблеме в наше время связано с тем, что ответ на вопрос о природе цвета, полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в радикальном противоречии с житейским опытом человека. Здесь можно провести прямую аналогию из астрономии — с решением о гелиоцентричности нашей планетной системы. Но если научные знания по астрономии мы все усваиваем со школьной скамьи, то научные знания по психофизиологии зрения не входят ни в школьные, ни даже в вузовские программы, оставаясь достоянием небольшого числа специалистов, занимающихся исследованиями зрительного восприятия человека и животных. Поэтому для неспециалистов научное решение вопроса о природе цвета остается неизвестным.

В повседневной жизни мы не испытываем никаких неудобств из-за своей психофизиологической неграмотности, точно также, как не испытывали бы неудобств, не зная истинного строения солнечной системы. Однако во многих областях практической деятельности психофизиологическая неграмотность такой же тормоз, как и неграмотность в астрономии.

Цвет как психофизиологическое явление играет очень большую роль в производственной деятельности, где множество людей по роду своей профессиональной деятельности имеют дело с цветом. Это художники, дизайнеры, полиграфисты, светотехники,

химики, колориметристы, геологи, работники кино и телевидения, фотографы, модельеры, медики и многие другие специалисты. Для всех них цвет не просто интересная научная проблема, но и один из факторов решения конкретных практических задач.

Казалось бы, что большое практическое значение цвета само по себе должно привлечь внимание практиков к психофизиологии цветового зрения. Тем не менее подавляющее большинство из них довольно смутно представляет научное решение этого вопроса. С нашей точки зрения, здесь сыграли важную роль два фактора. Один из них заключается в специфике зрительного восприятия, на котором основан житейский опыт; он порождается таким свойством зрительного восприятия, как «объектность». Другой — в терминологическом смешении между физикой и психофизиологией в применении терминов «свет» и «цвет».

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru