Главная > Психофизиология цветового зрения
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

3.4.6. Особенности процессов кодирования цвета в престриарной зоне V4

В престриарной коре обезьяны выделяют зону V4, специфическим образом связанную с кодированием цвета (рис. 3.4.1). V4 получает основные афферентные входы от полей 18 и 19 и частично от поля 17. Из V4 сигналы поступают в нижневисочную кору. В V4 представлена только центральная часть поля зрения (20-30°). РП нейронов этой зоны имеют небольшой по размерам возбуждающий центр и обширную «молчащую» периферию наличие которой можно выявить только по ее тормозному влиянию на реакцию центра. За счет больших размеров периферии рецептивные поля нейронов V4 в среднем в 30 раз превышают по площади РП нейронов стриарной коры. Тормозное воздействие периферии РП максимально, если свойства проецируемого на нее стимула совпадают (или близки) со свойствами стимула, возбуждающего центр (размеры, спектральный состав и др.). В зоне V4 отсутствует ретинотопическая проекция.

Свойства цветовых клеток различных зон коры, включая зону V4, подробно изучены английским исследователем С. Зеки [226]. Им описаны три типа корковых нейронов: цветооппонентные нейроны и нейроны, избирательные к определенному узкому диапазону длин волн в зоне VI, и цветокодирующие — в зоне V4. Цветоппонентные клетки генерируют оя-ответы на один диапазон длин волн и -ответы — на другой. Свойства большинства этих клеток совпадают со свойствами аналогичных нейронов НКТ и сетчатки (за исключением клеток с двойной цветовой оппонентностью). Нейроны из второй группы избирательно реагировали на узкий диапазон длин волн в спектре. Реакции этих клеток на цветные поверхности, освещаемые различным светом, зависели от общего спектрального состава отраженного от поверхности света: чем больше в отраженном от объекта свете было длин волн, к которым был чувствителен данный нейрон, тем больше была его реакция. Активация нейронов этого типа, как и цветоппонентных клеток, зависела от порядка, в котором стимулы разных длин волн вводились в РП. Например, если клетке, чувствительной к длинноволновому излучению, предъявляли в ее рецептивное поле квадратик красного цвета, освещенный длинноволновым излучением, то клетка активировалась, а затем, когда к освещению красного квадратика добавляли другие длины волн, то эта клетка тормозилась. При таком добавлении средне- и коротковолнового освещения количество красного цвета в отраженном от экрана дисплея свете не изменялось и стимул по-прежнему был виден как красный. Однако если освещали красный квадратик в обратном порядке — сначала синим и зеленым, а потом добавляли красный цвет, то вначале клетка не отвечала, а возбуждалась только при добавке красного освещения. Таким образом, несмотря на то что окончательный цвет поверхности экрана оставался неизменным, а менялась очередность, с которой его поверхность

освощалйсь излучениями с разными длинами волн, реакции цветооппонентных и спектрально-избирательных нейронов при этом могли резко меняться.

По данным Зеки, клетки первых двух групп составляли большинство среди цветочувствительных клеток стриарной коры и меньшинство — среди нейронов V4. Основную часть цветовых нейронов V4 образовывали клетки третьей группы — цветокодирующие клетки. Эти нейроны реагировали избирательно на тот или иной цвет поверхности независимо от спектрального состава освещения и независимо от последовательности, в которой внешние источники света освещают изображение стимула. Однако, важным условием их максимальной активации является освещение объекта излучениями из всех трех областей спектра — коротко-, средне- и длинноволновой. При монохроматическом освещении эти клетки не реагируют на оптимальный для них стимул. Ответы этих нейронов не зависели от величины и формы цветового сигнала, от скорости и направления его движения. Ширина полосы спектра, в которой активируются нейроны поля V4, составляла в среднем 10—20 нм. Чаще всего встречались клетки с чувствительностью в полосе 480, 500 и 620 нм, реже — в полосе 550—570 нм. Отмечены нейроны, реагировавшие только на пурпурный и белый цвета. В совокупности спектральная чувствительность всей популяции нейронов V4 перекрывает диапазон види мого спектра. Клетки V4 организованы в вертикальные колонки, каждая из которых сигнализирует свой цвет: имеются «красные», «синие», «зеленые», «белые» и другие колонки. Таким образом, реакции цветокодирующих нейронов коррелируют с субъективно воспринимаемым человеком цветом, т. е. с цветом как с перцептом.

Связь нейронов поля V4 с цветокодированием является в настоящее время предметом интенсивной научной дискуссии. По данным Шейн и др., цветоспецифичные нейроны в V4 составляют всего от общего числа регистрируемых клеток, что почти не отличается от содержания таких нейронов в других зрительных областях [172]. В опытах Крюгер и Фишера [132] 90% клеток из 300, зарегистрированных в зоне V4 макаки-резуса, хорошо реагировали на нейтральный свет. Остальные 10% не реагировали ни на белый, ни на спектральный цвета. Из 90% клеток, реагировавших на нейтральный свет, селективно выделяли свою специфическую область спектра (красную, зеленую, синюю и желтую) и слабо возбуждались белым и другими цветами. Из этих 7% большая часть нейронов реагировала на красный цвет — цвет точки фиксации глаз обезьяны в опытах. Таким образом, Крюгер и Фишер не обнаружили в этой области нейронов с такой цветовой избирательностью, как это описано у Зеки. Причиной расхождения последних работ с работой Зеки, регистрировавшего в V4 до 90% цветоселективных клеток, могут быть различия в условиях содержания животного во время эксперимента. В опытах Зеки животное было анестезировано и

обездвижено, вследствие чего экстраретинальные входы коры были заторможены и функционировали только сетчаточные, чисто афферентные входы. Не исключены и другие, не менее важные причины, объясняющие расхождения в данных, — трудности анатомической идентификации области V4, уровень анестезин, влияние светового или хроматического фона, способ стимуляции и выбор стимулов. Например, Зеки в своих работах использовал «мон-дриан» — цветную матрицу на экране дисплея, освещаемую тремя источниками света из длинно-, средне- и коротковолновых областей спектра [135]. Далее, авторы не указывают полушарие мозга, в котором осуществлялась регистрация, хотя из литературы известны различия между правым и левым полушариями в способах обработки сенсорной информации. В правом полушарии локализуют механизмы детального описания образа, а в левом — ?механизмы схематического (обобщенного) описания, связанного с выделением ограниченного числа главных информативных признаков [22]. Не исключено, что такая специализация полушарий распространяется и на цветовое зрение. В пользу этого могут свидетельствовать данные о различиях в восприятии яркости и насыщенности цветов людьми с доминированием правого или левого глаза [170]. Все вышеперечисленное затрудняет сравнение данных разных авторов и не позволяет категорично отрицать роль V4 в цветовом зрении.

Обобщая, можно выделить в ретино-таламо-кортикальном пути преобразования зрительной информации две подсистемы Х-ней-ронов, ответственных, по крайней мере, за восприятие цвета и формы, и У-нейронов, связанных с восприятием движения. Цветовое кодирование в X- и У-нейронах выполняет разные функции. Х-нейроны выделяют цветовые свойства как таковые и, кроме то-то, участвуют в выделении цветовых контуров. В У-нейронах цветовое кодирование используется для выделения движущихся объектов на цветовом фоне. Х-нейроны образуют основу для трех каналов параллельной обработки информации: для выделения элементов контура (в том числе с использованием цветового кодирования) с последующим опознанием изображения в клетках инферотемпоральной коры; для цветокодирующих нейронов константного типа в V4; и для пространственной константности в нейронах париетальной коры.

Собственно цветовое кодирование образует отдельный канал, который начинается на уровне колбочек и включает, далее, фотопические горизонтальные клетки, биполяры и ганглиозные клетки Х-типа и Х-нейроны с двойной оппонентностью наружного коленчатого тела. Завершается система кодирования цвета спектрально-селективными нейронами зрительной коры аконстантного типа.

Информация, выделенная из светового излучения этой системой цветового анализатора, распределяется далее в различные зоны коры, где она используется для построения более сложных психических феноменов. Например, можно предположить, что

включение цвета в образ восприятия — перцепт — осуществляется через цветоконстантные нейроны поля V4, а включение цвета в мнемические феномены (например, образы представления цвета) осуществляется с помощью клеток лобной коры, которая обеспечивает сохранение «контекста, временной организации событий» [23]. Такая же информация может поступать в зоны формирования речи, где она используется для генерации цветовых названий.

Современная психофизиология еще только подходит к установлению связей между нейронными механизмами различных психических функций, но можно с большой долей уверенности полагать, что именно в этом направлении будут сосредоточены усилия психофизики, нейрофизиологии и психофизиологии в ближайшие десятилетия.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru