Главная > Психофизиология цветового зрения
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

1.7. Одностадийная теория цветового зрения

Итак, можно сказать, что XIX в. в науке о цвете знаменовался развитием и все более детальной проработкой идеи Ньютона о психофизиологической природе цветового зрения. Все исследователи зрения, независимо от их так сказать основных специальностей, и физики, и физиологи, и математики, и психологи уже не сомневались, что цвет и свет не существуют в физическом смысле слова, а являются только субъективными ощущениями, психическими феноменами. Основанием такого понимания служили не только результаты психологических и физиологических исследований, но и в не меньшей степени открытия в физике, которые показали, что кроме излучений, видимых человеческим глазом, существуют излучения, невидимые глазом, такие, например, как тепловое излучение, и никаких физических границ и принципиальных различий между этими излучениями не существует.

Примером ясного понимания этого служит высказывание Д. К. Максвелла (1831—1879) о концепции Юнга из его лекции «О цветовом зрении»:

«Мы обладаем способностью чувствовать три разных цветоощущения. Разные лучи света возбуждают эти ощущения в разной пропорции, и таким образом за счет различных комбинаций этих трех первичных ощущений воспроизводится все разнообразие видимых цветов. В этом положении есть одно слово, на котором мы должны остановить наше внимание. Это слово — Ощущение. Кажется почти трюизмом говорить, что цвет — это ощущение,

и тем не менее именно Юнг, к его чести, распознав эту элементарную Истину, сформулировал первую последовательную теорию» цвета. Т. Юнг первый объяснил хорошо известный факт трехкомпонентности цветов не природой светового излучения, а конституцией человека».

Нужно отметить, что и Юнг, и Максвелл, и Гельмгольц прекрасно понимали важность психологического аспекта цветового зрения, но все-таки для всех них на первый план выступала трехкомпонентность цветового зрения и, как они полагали, прямо связанные с этой трехкомпонентностью три сетчаточных приемника. Геринг в своем подходе к анализу механизмов еще больший акцент делал на психологических аспектах цвета, но тем не менее физиологическим механизмом генерации цвета и для Геринга выступают только сетчаточные приемники зрительной системы.

Принципиальное единство психофизиологических моделей цветового зрения, развиваемых в XIX в., состоит в том, что генерация цвета по этим моделям осуществляется в один этап, одним механизмом, в одну стадию, — это стадия комбинированного возбуждения рецепторов. На рис. 1.3 показана блок-схема одностадийных моделей цветового зрения Юнга—Гельмгольца и Геринга»

Рис. 1.3. Блок-схема одностадийных моделей цветового зрения Гельмгольца и Гериига. Цветовой анализ излучения осуществляется в один этап специализированными приемниками сетчатки. От этих приемников информация поступает сразу в систему формирования цветового перцептивного образа

Формирование цвета в этих моделях полностью определяется единственным рецепторным уровнем, следующий центральный уровень по существу не вносит никакой новой информации в процесс преобразования излучения в цвет. В одностадийных моделях центральное звено необходимо не для переработки информации, а для опознания цветового ощущения, для актуализации в сознании результата работы рецепторных приемников.

На этих представлениях основывался целый ряд положений, которые касались взаимосвязи между отдельными цветовыми феноменами и рецепторными механизмами. Например, Гельмгольц» Максвелл, Кениг и другие исследователи связывали

трехкомпонентность цветового смешения с тремя рецепторными приемниками сетчатки не только по общим свойствам физиологической и психологической структур, но и по отдельным частным свойствам. Так, отдельное возбуждение каждого из трех рецепторных приемников прямо связывалось с отдельным ощущением одного из трех цветов, которые поэтому назывались первичными цветами. Приемник с максимумом чувствительности в коротковолновой части видимого спектра излучений связывался с ощущением синего цвета, средневолновой — зеленого, а длинноволновой — красного. И приемники сетчатки соответственно назывались синим, зеленым и красным приемниками. Предполагалось, что люди с дефектами цветового зрения, вызванными утратой одного из приемников сетчатки, так называемые дихроматы, лишаются возможности видеть один из первичных цветов, и поэтому дихроматов называли соответственно красно-слепыми, зелено-слепыми, синеслепыми. Аналогичным образом люди, лишенные двух приемников сетчатки, — монохроматы должны видеть мир только в одном цвете — в зависимости от того, какой из приемников остался в сохранности.

Поскольку индивидуальный психический опыт, индивидуальная феноменология не доступны прямому анализу, эти представления, подкупающие логической стройностью и цельностью, не встречали критики до того момента, пока исследователи не выявили людей, имеющих один глаз с трихроматическим зрением, а другой — с дихроматическим [153]. Только такие испытуемые, т. е. унила-теральные дихроматы, могли дать информацию, позволяющую прямо сопоставить феноменологию дихромата и трихромата. И здесь оказалось, что дихроматы видят совершенно иначе, чем это следовало из одностадийной модели. В частности, в феноменологии так называемых красно-слепых и зелено-слепых не существует ни красных, ни зеленых цветов, а есть только синие и желтые цвета. Обзор 37 случаев унилатеральной дихромазии, описанных разными авторами, приводится в работе Джадда [114].

Интересно, что Гельмгольц полностью отрицал возможность бинокулярного смешения цветов, поскольку не смог получить его на своей установке для смешения цветов [101]. Возможно, однако, что дело было не только в установке, а и в том, что из факта бинокулярного смешения цветов однозначно следует, что отдельный сетчаточный механизм и отдельное цветовое ощущение, даже первичное — не связаны прямо друг с другом, т. е. следует несостоятельность одностадийной гипотезы как психофизиологической модели цветового зрения.

1
Оглавление
email@scask.ru