Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 2.3.3. Взаимоотношение апертурных и предметных цветовРазделение цветов на апертурные и предметные, исходя из общих характеристик ощущения и восприятия, позволяет, с одной стороны, выделить то общее, что свойственно и апертурным и предметным цветам, и показать, что только это и есть цветовая характеристика перцепта, а с другой стороны, дает возможность показать, что все остальные характеристики предметных цветов, которые обычно рассматриваются как цветовые, по существу, не имеют к цветовому зрению никакого отношения, а являются характеристиками совершенно других сенсорных качеств, таких, как фактура, форма, фон и др. Рассмотрим эксперименты, на которых основываются наши определения. Идея этих экспериментов состоит в том, чтобы показать, что «предметность» цвета определяется только неспектральными характеристиками проксимального стимула, и, устраняя их влияние, мы легко преобразуем предметный цвет в апертурный, т. е. в собственно цветовой образ. Возьмем кружок коричневого картона и поместим его в камеру Гельба. Это небольшой ящик, покрытый изнутри светопоглощающим материалом. В одном углу передней стены камеры находится небольшой источник белого света, от которого лучи направляются только на кружок картона. Кружок висит у дальней от источника задней стенки на ниточке так, что пространство вокруг него свободно. В передней стенке камеры находится глазок, через который можно видеть только кружок картона и небольшую часть пространства вокруг него. Если между кружком картона и задней стенкой камеры поместить какой-нибудь предмет, например лист белой бумаги или цветной лоскут ткани, то, глядя в глазок, наблюдатель видит коричневый картон, тень от картона на бумаге и т. д., т. е. некоторую сцену, в которой цвет картона обладает всеми признаками «предметности». Однако, как только мы уберем из сцены фон, тотчас же наблюдатель увидит не коричневый кружок картона, а светящееся желтое пятно, как это характерно для апертурного цвета. Стоит снова ввести в стимуляцию фон, тотчас же исчезает светящийся желтый цвет и появляется коричневый кусочек картона. Причем знание, что произошло изменение стимульных условий, совершенно не влияет на видение апертурного цвета. Другой тип экспериментов основан на стимуляции глаза паттерном диск-кольцо, в котором фоновое кольцо задается белым светом, т. е. оно ахроматическое, а тестовый диск внутри кольца— хроматический. В таком стимуле фон меняется только по энергетической составляющей излучения, а спектральная составляющая остается постоянной, но тест может меняться и по интенсивности, и спектральному составу излучения. Рассмотрим, что произойдет, если в качестве тестового стимула взять монохроматическое излучение с длиной волны 580 нм. При условии значительного преобладания интенсивности тестового стимула над фоновым наблюдатель увидит тест как апертурный желтый цвет. При увеличении интенсивности фона мы достигнем уровня, когда воспринимаемая яркость фона и теста будет одинаковой. В этом случае ощущение светимости желтого цвета пропадает, т. е. он воспринимается не как апертурный цвет, а как кусочек желтой поверхности. Если интенсивность фона увеличить еще немного, то наблюдатель увидит не желтую, а коричневую поверхность. При очень значительном преобладании интенсивности фона над тестом возникает ощущение глубокого черного цвета, однако сильно отличающегося от черного цвета предметов (сажи или угля, например). Аналогичный эффект возникает, если желтый тестовый стимул заменить белым, ахроматическим. В этом случае «предметность» белого цвета возникает тоже в зоне субъективного равенства яркостей фона и теста, но максимальный эффект создается, когда фон чуть-чуть преобладает над тестом. Причем одни испытуемые видят на месте тестового стимула как бы кусочек белой бумаги, другие — поверхность белой стены, третьи — какой-то предмет с белой поверхностью, однако превращение апертурного цвета в предметный происходит в любом случае. Два типа рассмотренных здесь опытов позволяют сделать некоторые общие выводы. Во всех случаях для тестового объекта характерным было постоянство спектрального распределения энергии, а изменялся только фон. Причем фон мог отличаться от теста и но спектральному составу, и по интенсивности, и по фактуре, и по удаленности. Апертурный цвет возникает во всех случаях, когда фоновой стимуляцией можно пренебречь, когда же фоновые стимулы по своему воздействию оказываются сопоставимы с тестовым, то это же самое спектральное распределение энергии тестового стимула воспринимается уже не само по себе, как чистый цвет, а как цветовая характеристика объекта, как окраска его поверхности. При этом спектральная характеристика фона не имеет принципиального значения. Например, в камере Гельба можно как угодно менять спектральный состав источника освещения и окраску фонового и тестового объектов, преобразование предметного цвета в апертурный будет происходить точно так же, только цвет может быть другим. Это означает, что основной цветовой характеристикой объекта является апертурный цвет. Стимулом для апертурного цвета служит спектральное распределение энергии излучения, направленного от объекта к рецепторам сетчатки. Эта цветовая характеристика объекта является результатом работы сенсорных механизмов в зрительной системе человека, которые мы называем цветовым зрением, в отличие, скажем, от механизмов пространственного зрения или механизмов конфигуративного зрения и т. д. Для видения, или, как говорят психологи, для осуществления акта перцепции, необходимо, чтобы все основные механизмы зрительной системы включились в работу. В процессе восприятия эти сенсорные механизмы взаимодействуют друг с другом, поэтому вклад каждого сенсорного механизма в конечном продукте восприятия — перцепте — уже трудно выделить. Эти трудности сразу проявляются, когда мы пытаемся описывать феноменологию восприятия предметных цветов в терминах спектрального распределения излучений, т. е. в терминах, характерных только для механизмов цветового зрения, а не восприятия вообще. Этих трудностей можно избежать, если вначале выяснить, как работает каждый сенсорный механизм сам по себе, а потом искать закономерности их взаимодействия. Отсюда понятно, почему изучение сенсорного механизма, который мы называем цветовым зрением, должно основываться на феноменологии апертурных цветов. Таким образом, мы будем ограничиваться в своем изложении феноменологией апертурных цветов, сохраняя уверенность в правильности и полноте представления феноменальных данных и привлекая к обсуждению данные исследования предметных цветов лишь в той мере, в которой условия эксперимента позволяют контролировать влияние нецветовых характеристик стимуляции.
|
1 |
Оглавление
|