Главная > Психофизиология цветового зрения
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

2.4.5. Цветовые сходства и различия

Представим себе, что у нас имеются две установки Ньютона для смешивания цветов и мы их расположим так, чтобы цветовые лучи от них проецировались на соседние участки фовеальной области сетчатки. Наблюдатель будет видеть два цвета, расположенных рядом в поле зрения, а экспериментатор может изменять цвет каждого поля в отдельности. Если мы предъявим испытуемому два монохроматических луча, например, с длиной волны 570 нм, то он увидит два одинаковых желтых цвета. Можно сказать, что такие два цвета имеют полное (максимальное) субъективное сходство и не имеют никакого субъективного различия, т. е. нулевого различия. Начнем добавлять к одному из желтых цветов монохроматический красный цвет. Это можно сделать, если вместо светонепроницаемой перегородки, которая у Ньютона ставится для ограничения доступа отдельным лучам к линзе, на пути крайнего в спектре длинноволнового излучения поставить оптический клин. Оптический клин позволяет непрерывно менять количество пропускаемого света от 0% на одном конце до 100% на другом. Сравнивая получаемую смесь со вторым желтым цветом, мы обнаружим, что новый цвет вначале почти не отличается по хроматичности от исходного, т. е. одного из компонентов смеси, но по мере добавления в смесь другого компонента — красного цвета — разница становится все более заметной, пока мы не получим оранжевый цвет, который значительно отличается от желтого. Если теперь из смеси красного и желтого цветов убирать понемногу желтый (с помощью такого же оптического клина), то различие между исходным желтым и новым цветом будет снова увеличиваться, пока мы не получим красный цвет, т. е. цвет второго компонента в смеси.

Цвет смеси непрерывно изменяется, если непрерывно меняется компонентный состав смеси. Грассман первый отметил это

топологическое свойство цветового смешения, которое существенно для хорошего пространственного представления феноменов смешения цветов [93].

Для нас же сейчас важно отметить, что непрерывное изменение хроматичности в направлении от одного цвета к другому приводит одновременно к непрерывному увеличению субъективного различия между первым цветом и смесью и в то же время к увеличению субъективного сходства между вторым цветом и смесью. Таким образом, цветовое сходство и цветовое различие являются взаимно обратными характеристиками цвета, так что максимальное сходство соответствует минимальному различию, а максимальное различие — минимальному сходству (рис. 2.4.12) [9]

Рис. 2.4.12. Функция, связывающая цветовое сходство и цветовое различие. Взято из работы Загорской [9]. По осям отложены величины рангов, которыми оценивались сходства и различия между парами равноярких цветов. Каждая точка представляет среднее по тридцати предъявлениям пары цветов предъявлений)

Непрерывность и сходство-различие цветов являются свойствами не только хроматических составляющих цвета, но относятся также и к ахроматическим составляющим, т. е. они являются более общими феноменами, чем феномены смешения.

1
Оглавление
email@scask.ru