Главная > Психофизиология цветового зрения
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

2.4.5. Цветовые сходства и различия

Представим себе, что у нас имеются две установки Ньютона для смешивания цветов и мы их расположим так, чтобы цветовые лучи от них проецировались на соседние участки фовеальной области сетчатки. Наблюдатель будет видеть два цвета, расположенных рядом в поле зрения, а экспериментатор может изменять цвет каждого поля в отдельности. Если мы предъявим испытуемому два монохроматических луча, например, с длиной волны 570 нм, то он увидит два одинаковых желтых цвета. Можно сказать, что такие два цвета имеют полное (максимальное) субъективное сходство и не имеют никакого субъективного различия, т. е. нулевого различия. Начнем добавлять к одному из желтых цветов монохроматический красный цвет. Это можно сделать, если вместо светонепроницаемой перегородки, которая у Ньютона ставится для ограничения доступа отдельным лучам к линзе, на пути крайнего в спектре длинноволнового излучения поставить оптический клин. Оптический клин позволяет непрерывно менять количество пропускаемого света от 0% на одном конце до 100% на другом. Сравнивая получаемую смесь со вторым желтым цветом, мы обнаружим, что новый цвет вначале почти не отличается по хроматичности от исходного, т. е. одного из компонентов смеси, но по мере добавления в смесь другого компонента — красного цвета — разница становится все более заметной, пока мы не получим оранжевый цвет, который значительно отличается от желтого. Если теперь из смеси красного и желтого цветов убирать понемногу желтый (с помощью такого же оптического клина), то различие между исходным желтым и новым цветом будет снова увеличиваться, пока мы не получим красный цвет, т. е. цвет второго компонента в смеси.

Цвет смеси непрерывно изменяется, если непрерывно меняется компонентный состав смеси. Грассман первый отметил это

топологическое свойство цветового смешения, которое существенно для хорошего пространственного представления феноменов смешения цветов [93].

Для нас же сейчас важно отметить, что непрерывное изменение хроматичности в направлении от одного цвета к другому приводит одновременно к непрерывному увеличению субъективного различия между первым цветом и смесью и в то же время к увеличению субъективного сходства между вторым цветом и смесью. Таким образом, цветовое сходство и цветовое различие являются взаимно обратными характеристиками цвета, так что максимальное сходство соответствует минимальному различию, а максимальное различие — минимальному сходству (рис. 2.4.12) [9]

Рис. 2.4.12. Функция, связывающая цветовое сходство и цветовое различие. Взято из работы Загорской [9]. По осям отложены величины рангов, которыми оценивались сходства и различия между парами равноярких цветов. Каждая точка представляет среднее по тридцати предъявлениям пары цветов предъявлений)

Непрерывность и сходство-различие цветов являются свойствами не только хроматических составляющих цвета, но относятся также и к ахроматическим составляющим, т. е. они являются более общими феноменами, чем феномены смешения.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru