Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.6. ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ МДВРВ высокоскоростных ЦССС, в частности в системах с МДВР, где передача через тракт спутниковой связи осуществляется односигнальным методом, появляется ряд
Рис. 2.24. Структурная схема спутникового нелинейного канала особенностей, которые влияют на качество передачи. Во-первых, из-за широкополосности используемых сигналов их полоса оказывается близкой к полосе частот ствола. Во-вторых, режим работы передающих устройств, в особенности бортового ретранслятора, выбирают близким к насыщению. В результате на качество передачи оказывают влияние как линейные характеристики ВЧ тракта (неравномерность Структурная схема тракта спутниковой линии связи для рассматриваемого случая приведена на рис. 2.24, где в блок Остановимся на оценке влияния линейных характеристик ВЧ тракта на передачу сигналов Представим характеристику ВЧ тракта от выхода модулятора до входа демодулятора в виде
Коэффициент
Ограничиваясь первыми членами ряда, получаем
Рассмотрим влияние характеристик ВЧ тракта в виде (2.34) на помехоустойчивость приема сигнала ФМ-4, который запишем в виде
По выражению (2.35) определим искажения сигнала ФМ-4 на входе демодулятора, обусловленные характеристиками радиотракта. Из него следует, что влияние характеристик ВЧ тракта проявляется в двух направлениях: появляется дополнительная МСИ от четных составляющих АЧХ тракта и нечетных составляющих Оценим количественно величину дополнительных ЭП от некоторых параметров ВЧ тракта. Полагаем, что результирующий спектр сигнала на выходе фильтра приема имеет форму спектра Найквиста с произвольным косинусным скруглением
Рис. 2.25. Параметры ВЧ тракта: а — спектры Найквиста с спектра потери из-за МСИ и несогласованности равны нулю и поэтому легко оценить влияние параметров ВЧ тракта на качество передачи. Кроме того, эти спектры довольно точно реализуются с помощью известных фильтров с коррекцией и рекомендованы для некоторых систем
где усреднение берется по всем значениям В табл. 2.8 приведены результаты расчета значений производных
Рис. 2.26. Потери из-за неидеальности ВЧ тракта: Таблица 2.8 (см. скан)
Анализ приведенных результатов показывает, что характер скругления спектров по-разному влияет на чувствительность сигналов ФМ-4 к параметрам тракта передачи. Так, перекос АЧХ оказывает более сильное влияние на сигналы с острым скруглением Приведенные результаты расчетов позволяют сформулировать требования к соответствующим параметрам ВЧ тракта. Так, если задаваться значением ЭП от каждого рассмотренного источника искажений, равным На рис. 2.26 штриховой линией показаны также зависимости квадратурном канале совпадает с наибольшей крутизной изменения огибающей другого канала, что вызывает большие, чем при ФМ-4, значения Перейдем теперь к оценке влияния нелинейности. Определяющей нелинейностью в тракте передачи является нелинейность бортовых усилителей на ЛБВ, которая характеризуется амплитудным ограничением (АМ-АМ преобразование) и AM-ФМ преобразованием. На рис. 2.27 показаны типичные характеристики АМ-АМ и АМ-ФМ преобразования ЛБВ диапазона 4 ГГц [49]. Будем полагать, что АЧХ фильтра передачи и фильтра приема имеют вид «корня квадратного из скругленного спектра Найквиста» (КСК), что, как показано в § 2.5 и при наличии АК в тракте, образует идеальный линейный канал. Частотная характеристика таких фильтров равна
Из-за сложного характера аналитического описания совокупности нелинейности и линейной фильтрации, оценки ЭП из-за АМ-АМ и АМ-ФМ бортовых ЛБВ получены в многочисленных публикациях на основе результатов моделирования или экспериментального исследования прохождения ФМ-сигналов через нелинейный спутниковый тракт [48—53]. Прежде чем переходить к рассмотрению этих результатов, дадим качественное описание процесса прохождения ФМ-сигнала через ЛБВ. Запишем ФМ сигнал на входе нелинейности в виде
где функции
Рис. 2.27. Типичные характеристики мощной Рассмотрим сначала влияние АМ-АМ и На рис. 2.22 представлена зависимость Умакс от коэффициента скругления спектра а для фильтра на передаче в виде Перейдем к оценке потерь из-за
Рис. 2.28. Искажения сигналов при АМ-АМ и сопровождаются максимальным фазовым сдвигом
На рис. 2.28 показаны вид Величину потерь из-за
где Для характеристики фильтра приема демодулятора типа Анализ зависимостей
Рис. 2.29. Энергетические потери приема сигналов ФМ-2 в нелинейном канале:
Рис. 2.30. Энергетические потери приема сигналов ФМ-4 в нелинейном канале: со скоростью 120 Мбит/с осуществляется через стволы ССС с полосой На рис. 2.25, а показана
Если найти преобразование Фурье от этой части спектра
Здесь усреднение проводится по независимым случайным величинам На рис. 2.29 штриховыми линиями представлены зависимости Считая в первом приближении, что все три источника потерь независимы, просуммируем зависимости Предыдущее рассмотрение влияния нелинейности в тракте ЦССС относилось к сигналам ФМ-2. Для сигналов ФМ-4 остается справедливым анализ ЭП из-за ограничения полосы ВЧ тракта, но даже приближенная оценка влияния нелинейности существенно осложняется. Так как сигнал ФМ-4 является суммой двух ортогональных сигналов На рис. 2.30, а представлена зависимость ЭП от коэффициента а, полученная в работе [511 моделированием прохождения сигнала ФМ-4 через ЛБВ, характеристики которой близки к характеристикам рис. 2.27. Суммарные ЭП показаны на рис. 2.30 (кривые б). Они получены суммированием ЭП из-за нелинейности (рис. 2.30, кривые а) и ограничением полосы ВЧ тракта (рис. 2.29). Значения оптимальных коэффициентов а для сигналов ФМ-2 и ФМ-4 практически совпадают. Так, для рассмотренного ранее примера передачи сигналов ФМ-4 со скоростью 120 Мбит/с через ретранслятор с полосой В отечественной системе МДВР-40 передача сигналов ФМ-4 осуществляется со скоростью 40 Мбит/с через тракт с полосой Остановимся на вопросе выбора рабочей точки на характеристике ЛБВ ретранслятора. Так как работа в насыщении, обеспечивая максимальную выходную мощность,
Рис. 2.31. Зависимость характеризуется значительной величиной ЭП, а работа ниже точки насыщения, уменьшая выходную мощность, одновременно уменьшает и В системе МДВУ-40 снижение выходной мощности составляет около 0,8 дБ, при этом параметры канала близки к линейному. Как было показано выше, основной причиной ЭП сигналов ФМ-4 в нелинейном канале является наличие в этом сигнале глубокой AM. В этой связи несомненным преимуществом должны были бы обладать сигналы
На выходе одного из В отсчетный момент времени Для сигналов Ограничение полосы ВЧ тракта влияет на сигналы СФМ-4 точно так же. как и на сигналы ФМ-4, поэтому суммарная величина ЭП в нелинейном канале для сигналов СФМ-4 оказывается несущественно меньше, чем для Как следует из структурной схемы рис. 2.24, тракт ЦССС включает кроме нелинейного бортового усилителя также и нелинейный мощный усилитель передатчика ЗС. Исследование каскадной нелинейности проводилось во многих работах на основе моделирования или экспериментальных измерений. Оценка дополнительных ЭП из за второй нелинейности зависит от вида усилителя (ЛБВ или клистрон), характеристик фильтров на выходе передатчика ЗС и приемника ретранслятора, шумов бортового приемника и других факторов. Однако
Рис. 2.32. Расширение спектра на выходе ЛБВ [54] от снижения входной мощности (через 2 дБ): 1 - нормированные кривые; 2 — при снижении 20 дБ если земной передатчик работает со снижением входной мощности на 10...14 дБ относительно точки насыщения, то его нелинейность можно не учитывать. Если же оба передатчика работают в режиме насыщения, то суммарная величина ЭП увеличивается на 1,5...2,5 дБ по сравнению со случаем одной нелинейности в тракте. При прохождении ограниченного по полосе ФМ-сигнала через нелинейный усилитель происходит расширение его спектра. Так как на выходе бортовой ЛБВ фильтрация практически отсутствует, то внеполосные компоненты спектра попадают в полосу соседних стволов, создавая там помеху. Это также влияет на выбор рабочей точки характеристики ЛБВ. На рис. 2.32 представлены нормированные энергетические спектры сигналов ФМ-4 на выходе ЛБВ с характеристикой, показанной на рис. 2.27. По этим кривым можно оценить уровень помех в соседних стволах ЦССС и соответственно выбрать рабочую точку ЛБВ с учетом допустимого уровня помех.
|
1 |
Оглавление
|