17-5. ТЕОРИЯ РЕЛЕЙНЫХ СИСТЕМ
Релейные системы являются важной разновидностью нелинейных систем. Система с одним релейным элементом всегда может быть, представлена в виде одноконтурной схемы, состоящей из релейного элемента
и линейной части
(рис. 17-50,а). В том случае, когда линейная часть описывается уравнением второго порядка, точное решение о динамике релейной системы всегда можно получить методом фазовой плоскости. В настоящем параграфе будут рассмотрены точные методы исследования релейных систем, пригодные для линейной части произвольного порядка.
Рис. 17-50. Структурная схема системы с одним релейным элементом. Графики сигналов на выходе различных релейных элементов.
При автоколебательном процессе, который может установиться в релейной системе, выход релейного элемента у представляет собой последовательность знакопеременных прямоугольных импульсов без пауз или с паузами в зависимости от вида релейного элемента (рис. 17-50,а и б). На рис. 17-50,а и б длительность импульса обозначена
длительность паузы
Последовательность импульсов I без пауз образуется при релейных элементах (1) и (2) (табл. 16-2), а последовательности с паузами — при релейных элементах (3) и (4) (табл. 16-2).
а) Условия, существования автоколебаний
В автоколебательном режиме выходная координата х является периодической функцией времени и представляет собой установившуюся реакцию линейной части на последовательность знакопеременных прямоугольных импульсов. Эту установившуюся реакцию обозначим
Соответственно на вход релейного элемента будет действовать, сигнал
Поскольку
периодические функции, момент
совместим с началом какого-либо положительного импульса (рис. 17-51). Вопрос о вычислении функции
или
будет изложен ниже. Сейчас положим, что эти функции известны. Из рассмотрения диаграмм на рис. 17-51 для некоторых релейных функций найдем условия существования автоколебаний. Для релейного элемента (рис. 17-51,а) имеем, очевидно, следующее условие автоколебательного режима:
или
Рис. 17-51, Графики входных и выходных сигналов релейных элементов.
Соответственно при идеальном реле, когда
В силу симметрии колебаний условия (17-104а) и (17-1046) равноценны соответственно условиям
Однако нужно иметь в виду, что в случае рис. 17-51,а функция
принимает значение
не только в точках переключения (точки 1, 3, 5), но и в точках
Точки
можно отличить от точек переключения по знаку производных функций
или
в этих точках. Поэтому условия (17-104а) и (17-104б) должны быть дополнены еще условием, указывающим знак производной
или
в точке переключения. Для релейного элемента (рис. 17-51,а) это условие будет иметь вид:
или
Условие (17-105) называют условием переключения в надлежащую сторону; оно справедливо и для идеального реле
Двум условиям существования
автоколебаний для релейных элементов (1) и (2) будут соответствовать две пары аналогичных условий для релейных элементов (3) и (4) (табл. 16-2):
Кроме двух рассмотренных условий автоколебаний (17-104а), (17-1046) и
и соответственно (17-106) и (17-107), существует еще третье условие — отсутствие непредусмотренных переключений внутри интервала
При идеальном реле это означает, что внутри интервала
функция
не должна менять знака. Нарушение этого третьего условия может привести к сложным периодическим режимам (рис. 17-52). Выполнение третьего условия проверяется по течению кривой
Условия (17-104а) и (17-1046) [или соответственно (17-106)] представляют собой уравнения, из которых при известных функциях
можно найти неизвестное значение периода автоколебаний
. В связи с этим уравнения типа (17-104) и (17-106) носят название уравнений периодов.
Рис. 17-52. Графики входного и выходного сигналов реле.
Число
вещественных корней уравнения периодов при выполнении двух остальных условий определит
автоколебательных режимов с периодами
Некоторые из этих режимов будут устойчивыми, некоторые — неустойчивыми. Если уравнение периодов не имеет вещественных корней,
это значит, что автоколебания в данной релейной системе невозможны,
том числе при идеальном реле
(табл. 16-2). При идеальном же реле (1) (табл. 16-2) это может означать также автоколебания бесконечно большой частоты
и бесконечно малой амплитуды.
б) Определение функции xa(t) и решение уравнения периодов для некоторых случаев
Приведем два способа определения периодической функции
1) по частотной характеристике линейной части
2) непосредственно по передаточной функции
когда известны все ее полюсы [нули
Выходную величину релейного элемента
как последовательность прямоугольных импульсов
представить рядом Фурье. Для релейных элементов (1), (2) (табл. 16-2), когда паузы равны нулю,
где
Согласно теории рядов Фурье при значениях
к правой части выражения (17-108) необходимо добавить слагаемое
где
скачок функции
в точках
В данном случае скачок равен
поэтому, например,
Определяя с помощью частотной характеристики реакцию линейной части на каждую гармонику в отдельности, после суммирования находим:
Значение
в момент переключения получим, подставив в (17-109)
Для определения условия переключения в надлежащую сторон находим производную
полагая
получаем:
Заметим, что функция
будет иметь скачки D в точках
если степень знаменателя
будет равна степени числителя
. В этом случае производная
кроме скачков, будет содержать также и
-функции. Если степень числителя
будет меньще степени знаменателя на единицу, то
будет непрерывна,
будет иметь скачки D в точках
. В дальнейшем будем иметь в виде этот последний случай и случаи, когда и
непрерывны.
Определение периодического решения
при известных полюсах передаточной функции
приведем без доказательства для случая, когда
имеет один нулевой полюс и
простых полюсов с
отрицательной вещественной частью, т. е. когда
Выражение
для релейных элементов (1), (2) (табл. 16-2) для положительного импульса
В случае релейных элементов (3), (4) (табл. 16-2) для положительного импульса
для паузы после продолжительного импульса
Используя (17-112), запишем условия автоколебаний (17-104а), (17-1046) и (17-105) в явном виде:
где
При
степень числителя
на единицу меньше степени знаменателя и
будет непрерывной, а
при
будет иметь скачки, равные
. В самом деле,
Найденное значение скачка
необходимо учитывать при использовании формулы (17-111).
Рассмотрим пример вычисления автоколебаний в релейной следящей системе. Структурная схема следящей системы и ее преобразование приведены на рис. 17-53-
Рис. 17-53. Структурные схемы релейной следящей системы,
-исходная;
-преобразованная.
Релейный элемент (усилитель) следящей системы имеет отрицательную обратную связь через инерцйонное звено. В гл. 4 было показано, что такая связь приводит к линеаризации релейной характеристики автоколебаниями, возникающими в контура реле — инерционное звено (внутренний контур на рис. 17-53,а). В данйам примере интересно будет проследить влияние параметров. обратной связи релейного усилителя на автоколебания
. Согласно схеме рис. 17-53,б передаточная функция линейной части
где
— передаточная функция двигателя следящей системы;
-передаточная функция корректирующей цепи (обратной связи);
Уравнение периодов без корректирующей цепи:
Графическое решение этого уравнения Приведено на рис. 17-54. Точка пересечения кривой
и прямой
дает полупериод автоколебаний
Условие (17-116) в точке пересечения также выполняется.
Из графического построения видно влияние параметров системы на автоколебания. Период автоколебаний возрастает с ростом
и зоны неоднозначности релейного элемента а. Увеличение произведения
снижает период автоколебаний.
Рис. 17-54. Графическое решение уравнения (17-117).
Для определения влияния корректирующей цепи необходимо
добавить слагаемое
Кривая
и результирующая кривая
также приведены на рис. 17-54. Как видно, включение корректирующей цепи привело к резкому уменьшению периода автоколебаний. Чем больше
корректирующей цепи, тем сильнее уменьшается период автоколебаний. Заметим, что пересечение прямой а с
дает период автоколебаний
во внутреннем контуре, когда внешний разомкнут. Как видно из построения на рис. 17-54, можно всегда выбрать параметры
так, чтобы
практш чески не отличалось от периода
полученного по кривой
Это означает, что режим автоколебаний определяют не основные параметры следящей системы
а свойства релейного усилителя и параметры его обратной связи
Основной контур следящей системы можно рассматривать как разомкнутый по Отношению к автоколебаниям внутреннего контура. С другой стороны, автоколебания внутреннего контура линеаризуют релейную характеристику усилителя и позволяют Считать всю следящую систему линейной. Этот вопрос будет рассмотрен подробнее.