Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
5.4.3. Фаза обучения с учителем
После формирования структуры сети
и построения нечетких правил можно перейти к следующему этапу - к подбору
параметров функций принадлежности. Все элементы и связи сети, созданные на
предыдущем этапе, фиксируются и остаются неизменными. Сеть в целом (в том числе
и элементы третьего и четвертого слоев) будет распространять сигнал в прямом
направлении. Примерная структура такой сети представлена на рис. 5.30.
Рис. 5.30. Структура модуля
нечеткого управления на этапе уточнения функций принадлежности.
Этап 6. Уточнение функций
принадлежности. Слои L1 и L2. Они идентичны структуре, использовавшейся для
построения правил (см. рис. 5.28).
Слой L3. В отличие от структуры,
представленной на рис. 5.28, этот слой будет теперь направлять сигнал в прямом
направлении. Поэтому функции элементов данного слоя изменяются, но структура
связей сохраняется. Элементы третьего слоя в описываемой ситуации должны
выполнять нечеткую операцию OR так, чтобы объединить все правила, имеющие одно
и то же заключение. В частности, это может быть операция типа максимум либо
ограниченная сумма (bounded sum).
Слой L4. В окончательной
структуре элементы и связи этого слоя будут играть роль блока дефуззификации.
Если
и
- это значения
центров и ширины функций принадлежности нечетких множеств, соответствующих
заключениям правил, то для реализации операции дефуззификации можно применить
выражение
. (5.61)
Теперь можно провести обучение с
учителем, в частности, применить алгоритм обратного распространения ошибки
(также как и для предыдущих структур). Цель обучения заключается в минимизации
меры погрешности
, (5.62)
где
- заданное
значение выходного сигнала, а
- фактическое значение, сформированное
на выходе сети. В результате выполнения алгоритма обратного распространения
ошибки вырабатываются (аналогично тому, как показано в разд. 5.1) окончательные
значения параметров функций принадлежности нечетких множеств, содержащихся в
условиях и заключениях правил. Блок-схема всей процедуры обучения показана на
рис. 5.31.
Рис. 5.31. Блок-схема гибридного
алгоритма обучения модуля нечеткого управления.