Главная > Системы искусственного интеллекта
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

7.3.4. Экспертные системы, использующие продукционные правила

Система DENDRAL

Назначение. Получение подробной формулы органического вещества исходя из его грубой формулы и масс-спектрограммы.

Разработчики. Станфордский университет. Букханан, Фейгенбаум, Ледерберг (лауреат Нобелевской премии по медицине 1958 г.). Сазерленд и Массачусетская спектральная лаборатория.

DENDRAL представляет собой результат исследований, начатый в 1964 г. Ледербергом, который создал систему для оказания помощи химику при проведении химического анализа органических веществ (структура и кодировка молекул с учетом топологических ограничений). В то время вера в возможности систем искусственного интеллекта была удивительной: существовали модные течения по созданию общих программ, способных делать все, включая доказательство теорем и реализацию универсального принципа решения задач (Feigenbaum, 1971).

Система DENDRAL начиналась с программы обычного типа (Davis, 1977). Она была полностью переделана в 1967 г., так как к тому времени она уже стала малоуправляемой.

Характеристики. Используемый метод принадлежит к .поиску, основанному на перечислении. Одна комбинаторная программа обслуживает все возможные структуры с учетом ограничений, накладываемых на данные. Она очень эффективна и работает гораздо быстрее, чем хцмик. Когда желаемая формула получена, можно предсказать спектр вещества с помощью правила вида “Такая-то атомная конфигурация такой-то распад” и сравнить его с реальными наблюдениями.

Обычный способ действий состоит в том, что задания помещаются в Так называемую записную книжку (агенда). Это делается по той причине, что при выполнении заданий могут быть выполнены несколько правил и все, кроме одного, должны ждать своей очереди, Или потому, что одно правило может требовать выполнения нескольких заданий. Записная книжка представляет собой структуру данных, с элементами которой связаны приоритеты, определяющие порядок доступа к этим данным.

Фундаментальным представлением, которое используется в системе DENDRAL как для обозначений в самих правилах, так и для связи с экспертом, является граф структурной химической формулы. Система DENDRAL повседневно используется химиками Станфордского университета. С ее помощью подготовлено 25 статей, опубликованных в специальных химических журналах.

Система META-DENDRAL

Назначение. Автоматические выводы об используемых в DENDRAL правилах фрагментации молекул. Данные представляют

собой типы фрагментации в пробах, взятых в сравнительно простых веществах.

Исходное положение. Узким местом в системе DENDRAL является получение правил на основе данных, которые предоставляются химиками в весьма неупорядоченном виде (Buchanan, 1978). Ставилась задача быстрого выделения множества правил, наилучшим образом описывающих имеющиеся данные.

Характеристики. Здесь также используется комбинаторный метод. Перебираются всевозможные графы для данного вещества, при этом каждая конфигурация делается левой частью нового правила. Правая часть образуется из таких высоковероятных пиков в спектрограмме, которые могут быть признаны интересными после статистического изучения образцов. Все полученные правила затем проверяются и приводятся в порядок согласно следующим четырем процедурам:

а) устраняется избыточность;

б) объединяются правила с одинаковой левой частью;

в) если имеется правило, содержащее одну негативную посылку, делается попытка его уточнения с целью устранения этой посылки;

д) строится обобщение правил, содержащих одни и те же положительные посылки и одни и те же результаты.

META-DENDRAL строит такие множества правил, которые успешно конкурируют с правилами, создаваемыми квалифицированными экспертами. META-DENDRAL создала новое множество правил в малоизученной области. После тщательного обсуждения химиками было сделано сообщение в международном обзоре по химии (1976 г.). Система была перенесена также на случай изучения спектров магнитного ядерного резонанса. При этом она стала создавать, отправляясь от беспорядочных и приближенных данных, более сложные правила, чем это делалось экспертами (Buchanan, 1978).

Программа Уотермана (Waterman, 1970)

Назначение. Выявление эвристик для игры в покер путем Обучения.

Разработчики. Уотерман описывает экспериментальную интеллектуальную систему, в которой предусмотрено четкое разделение между программой и эвристиками. Кроме того, программа способна к расширению своих возможностей в ходе игры и корректировке множества применяемых при этом эвристик.

Характеристики. Применяемые эвристики берутся в форме правил продукций, которые постепенно корректируются. Кроме

того, программа способна конструировать новые правила.

Каждая отдельная ситуация в игре представляется в виде вектора с семью компонентами (номер руки, ценность комбинации, величина ставки, использование противником блефа (да или нет), отношение комбинация/ставка, произведена замена карт (да или нет), стиль (игры противника). Методы рассуждений выражаются как функции этого вектора.

Принятие решения и обучение в программе Уотермана. Структура управления правилами имеет особый характер: правила располагаются не произвольным образом, а в некотором заданном порядке и выполняется первая успешная унификация в соответствии с этим порядком. Из-за этого исправление любой ошибки оказывается достаточно сложным, более того, любая модификация приводит к трудно предсказуемым последствиям.

Выход, предлагаемый Уотерманом, состоит в следующем: четко формируется новое правило, которое точно описывает данную ситуацию с новой правой частью, корректирующей ошибочное решение. Тем самым возникают две возможности: либо уже существует правило, которое можно модифицировать так, чтобы получить тот же эффект, что и новое правило, либо такого правила не существует. В последнем случае обучение происходит очень просто: новое правило ставится непосредственно перед ошибочным правилом. Первый же случай разделяется на два в зависимости от того, расположено ли подлежащее модификации правило до или после ошибочного правила. Если оно находится перед ним, то поля определения символических значений параметров левой части расширяются таким образом, что они включают значения параметров из нового правила, т. е. старое правило обобщается. Если правило стоит после ошибочного правила, происходит, обратный процесс: программа выделяет правила, расположенные между ошибочным и модифицируемым правилами (включительно); поля параметров в них ограничиваются с целью исключения всех преждевременных комбинаций.

Опасности, подстерегающие подобную схему управления, многообразны: трудность проверки вручную влияния продукционных правил на ход игры, создание избыточных правил, которые система должна периодически исключать, неустойчивость поведения программы в фазе обучения. Автор сообщает о многих сериях экспериментов на автоматическое обучение и обучение с учителем, которые доказывают эффективность обучения и дают хорошее поведение системы в игре с использованием всего двух десятков правил в заключительной фазе.

Программа демонстрирует меняющийся стиль игры, который трудно охватить противнику. Но если это свойство и хорошо для покера, оно может иметь серьезные недостатки в других областях.

Семейство систем MYCIN-TEIRESIAS

Назначение. Помощь в диагностике и лечении, помощь в получении знаний в области бактериальных заражений крови.

Разработчики. Э. Шортлиф (Е. Shortliffe, 1974), Р. Дэвис (R. Davis, 1976), Станфордский университет, коллектив под руководством Букханана и Фейгенбаума (Buchanan - Feigen-bauin).

Характеристики. Полезная, активно используемая программа. Система зпает, что она знает и что нужно знать. Это помогает ей объяснять свой метод рассуждения, отвечать на вопросы, обучать эксперта, а затем давать ему советы, используя медицинскую терминологию (разд. 7.2).

GUIDON. Эта система обучает тому, о чем MYCIN рассуждает. Она предназначена для студентов-медиков Станфордского университета. Знания, выраженные в правилах системы MYCIN, отфильтровываются с помощью набора правил, относящихся к педагогике. (Clancey, 1979). Несмотря на то что исследование ситуации в системе MYCIN производится вслепую, метбдом полного перебора, этого оказывается вполне достаточно для постепенного обучения этим правилам новичков.

При этом стратегия диагностики должна быть тщательно подобрана: зубная боль несравнима по своей тяжести с менингитом. Поэтому медики-информаторы Станфордского университета пришли к необходимости дальнейшего разделения правил на некоторые группы для того, чтобы, с одной стороны, выделить иерархию клинически определенных ситуаций, а с другой — сохранить их взаимосвязи. Созданная новая система знаний получила название NEOMYCIN (Clancey, 1981).

ONCOCIN. Э. Шортлиф описывает весьма актуальную систему помощи в лечении рака. Концепция ONCOCIN во многих отношениях отличается от концепции MYCIN:

• За больными должно вестись наблюдение; для каждого больного ведется и Подытоживается клинический протокол течения его болезни. Таким образом, время выступает здесь в качестве основного параметра. Признаки заболевания уже являются переменными, а не постоянными (это обстоятельство приводит к фундаментальным изменениям в структуре машины вывода: вычисление посылок теперь не является простым делом).

• Область применения настолько обширна, что необходима классификация правил по контексту их применения.

• По этой же причине система должна постоянно контролировать совместимость и полноту всего множества правил.

• С целью устранения длинных и дорогостоящих сессий вопросов — ответов при отсутствии данных правила сами пытаются присвоить значения неизвестным параметрам.

• Стратегия поиска не сводится более к полному перебору, а исходит из поставленной цели.

SU/X и некоторые другие системы

Назначение. Идентификация и локализация объектов, посылающих сигналы в пространство (Nii, 1978).

Разработчики. Система разработана Е. Фейгенбаумом и П. Нием (Е. Feigenbaum, P. Nii, 1976), для слежения за развивающимися ситуациями и знаниями. Мгновенная память для запоминания фактов устроена по типу классной доски, использованной в системе HEARSAY из Университета Карнеги — Меллона (Erman, 1975).

Характеристики. Правые части правил точно определяют действия, которые фактически являются вызовами процедур: вычисление того или иного параметра или замена той или иной гипотезы на другую. Таким образом, правила служат в основном для исключения возможности комбинаторного взрыва.

VM (Feigenbaum, 1979). Это продукционная система для помощи сиделкам в отделении реанимации. Она непосредственно воспринимает состояние различных клинических показателей и постоянно следит за их изменением. Она поднимает тревогу в случае серьезной аномалии.

CRYSAZYS — производная от системы SU/X, предназначенная для определения структуры белка с помощью карты плотности электронов в трехмерном пространстве, получаемой методом рентгеновской кристаллографии. Белковые молекулы протеинов настолько сложны, что методы полного перебора систем DENDRAL и MYCIN оказываются непригодными и требуется более богатая структура управления правилами (Engelmore, 1979).

MOLGEN. Это еще одна экспертная система, созданная тем же коллективом ученых. Предметом ее применения является молекулярная биология; исходными являются различные “орудия”, предназначенные для расчленения, связывания, включения и уничтожения молекул ДНК, эффекты, вызываемые такими модификациями, и состояние химической технологии. Речь идет о том, как и каким образом достичь цели, которая ставится генетиками. Основная трудность состоит в том, чтобы заставить взаимодействовать в базе знаний правила продукций, оперирующие разнообразной информацией из биологии, химии,

технологии преобразований, топологии, генетики (Friedland, 1979).

RITA. Система создана в фирме Rand коллективом, состоящим из Андерсона, Гилдогли и Уотермана. Она моделирует способ выработки концепций (Anderson, 1976).

PROSPECTOR. Экспертная система для оценки достоинств горнорудных районов (Duda, 1980; Konolidge, 1979). В ней одновременно используются правила продукций и семантическая сеть (Waterman, 1978). Правила системы компилируются и располагаются в виде графа. Использование системы позволило обнаружить в Британской Колумбии залежи молибдена, предположительная стоимость которого достигает миллиона долларов.

DIPMETER. Система создана в исследовательской лаборатории Шлумбергер Долла (Davis, 1981). Ее объектом является анализ сигналов при физических измерениях в геологической скважине. Кроме правил системы типа MYCIN, база знаний включает процедуры извлечения значимых форм сигнала. Главная цель состоит в установлении символической связи между результатами измерений и истинной природой геологических пластов.

LITHO. Анализ подпочв геологических срезов, произведенных лабораторией в Кламаре (A. Bonnet, 1982; J. G. Ganascia, 1988).

DRILING ADVISOR (1982). Реализация начата с создания машины логического вывода KS300 Teknowledge и предназначалась для компании ELF Aquitaine. Система ориентирована на анализ несчастных случаев при бурении нефтяных скважин.

CASNET. Система обладает моделью рассуждений несколько более развитой, чем система MYCIN, позволяющей не только ставить диагноз и осуществлять уход за больным, отслеживая развитие глаукомы и соответственно изменяя предлагаемые системой лечебные рекомендации. В этом классе систем находятся также и другие конкретные системы.

HEADMED. Психофармакология (Feigenbaum, 1979, 1977).

INTERNIST (Университет Питтсбурга). Экспертная система для медиков-интернов. Большое число областей и болезней человека закодированы многими десятками специалистов и внесены в систему. Полная система содержит многие тысячи правил но 80 отдельным темам.

SACON. „Советчик инженера" в механике (Michie, 1980).

SOPHIE. Помощь в обучении на компьютере технике обнаружения неисправностей в электрических цепях (Anderson, 1979).

EL и NASL (Sussman, 1975, McDermott, 1978)-помощь при изучении электрических цепей.

Три последние системы используют моделирующие программы для проверки гипотез.

NUDGE. Поиск распределения времени в тех случаях, когда задача плохо поставлена.

Кроме того, появились системы, использующие правила продукций в игровых программах. Среди них PARADISE для игры в шахматы (Wilkins, 1979), система Куинлэна (Quinlan) и системы Попеску (Popescu, 1984), Фаллера (Faller, 1985) для игры в бридж.

Для понимания связной устной речи — система HEARSAY III (Erman, 1981). Система RESEDA для анализа исторических средневековых французских документов (Zarri, 1981). Система исследует мотивы и побуждения в действиях исторических персонажей. Система GARI используется для определения диапазона возможностей машинной обработки. Некоторые правила выражают простые советы, данные специалистами. Некоторые из этих советов могут вступать в противоречие. Система призвана также устранять подобные противоречия с помощью строго определенной и оригинальной схемы. Система SAM (Gascuel, 1981) рассматривает вопросы лечения артериальной гипертонии, мозговык кровоизлияний, рака гортани.

TOUBIB (IBM, Франция, Fargues, 1983). Помощь в диагностике при оказании экстренной помощи.

SPHINX (М. Fieshi, 1982, 1983, 1984). Система вначале была предназначена для лечения болезней брюшной полости, затем переориентирована на исследования диабета и желтухи. Она может общаться с пользователем ио-французски (MEDIUM, Joubert, 1981). Система оказывается чрезвычайно полезной при обучении студентов.

PROTIS (Soula, 1983). Лечение диабета и желтухи, особенно эффективное в случае ненадежных рассуждений.

ТОМ (Cognitech, 1984). Производная система от EMYCIN для изучения болезней томатов.

CESSOL (Ayel, 1984). Делает анализ геотехнических наблюдений с целью изучения характеристики почв.

CRIQUET (INRIA Sophia). Используется для классификации галактик.

R1 или XCON. Подбор состава вычислительной системы. Экспертная система фирмы DEC для описания полных систем VAX 780, которые должны удовлетворять множеству ограничений (занимаемое физическое пространство, расстояния между местами для операторов, специальные пожелания клиента и т. д.). Система была написана на языке OPS коллективом из

15 человек. Она содержит в настоящее время 2000 правил (McDermott, 1983). Полностью готова и повседневно используется в разнообразных целях в фирме DEC.

Системы общего назначения

EMYCIN. Описанная Ван Меллем (Van Melle, 1979) система представляет собой «особенную» или «пустую» систему MYCIN. Она служит для накопления правил при создании экспертной системы, которая может быть консультантом в произвольной области. Напримбр, с ее помощью можно реализовать системы SACON и DART.

DART.

Система создана фирмой BM (Bennet, 1981) и служит «консультантом» при поиске неисправностей в материалах или в системах (инициализация, обслуживание пользователей в режиме разделения времени). Она была написана в течение 8 мес пятью специалистами и содержит 200 правил. Правила по существу представляют собой переводы протоколов сообщений и их возможных аномалий.

OPS. Создана в Университете Карнеги — Меллона. Система отличается от системы EMYCIN наличием переменных (OPS работает не только в области исчисления высказываний, но и в области логики предикатов первого порядка), а также стратегией выбора правил и критериями оценок (Forgy, 1977).

TANGO. Создана в Университете г. Орсей М. Кордье и М. Руссе (М. О. Cordier, М. С. Rousset). Система является дедуктивной машиной для логики предикатов первого порядка и имеет некоторые специфические особенности работы с базой фактов. Новые правила создаются для каждой дедукции; кроме того, системе TANGO задается цель, позволяющая осуществлять непрерывное управление процессом поиска.

PECOS (Barstow, 1979). Система переводит на язык Лисп абстрактные алгоритмы, предназначенные для работы с символами, выборками и графами. Представление объектов и техника программирования выбираются с помощью примерно 400 правил, которые могут приводить ко многим различным версиям программы, оцениваемых и используемых с помощью более общей системы автоматического синтеза программ PSI.

АРЕ. Экспертная система программирования. Она автоматически пишет программы на языке Лисп, исходя от абстрактных спецификаций алгоритмов и типов данных. Порожденные при этом рекурсивные программы (деревья, бинарный поиск и т. д.) могут содержать примерно 60 строк кодов. Абстрактные типы данных включают списки, файлы и неупорядоченные массивы, таблицы, деревья.

Цель авторов — прийти к новой теории, программирования, основанной на модульных представлениях о правилах базы знаний системы.

TROPIC. Система описана Латомбом (Latombe, 1977). Это универсальная программа, облегчающая работу в таких областях, как архитектура и электротехника. Она обладает эффективным механизмом управления советами и хорошо организованным механизмом возврата, полезным для анализа игры в шахматы.

AGE. Создана Нийем и Айелло (Nii, 1978). Система включает алгоритм систематического обобщения вводимых в нее правил.

ARGOS-II. Разработка Кэйрола, Фейда и Фэрренея (Cayrol, 1979, 1976, Farreny, 1980). Это общая система, которая предназначена для имитации принятия решений роботом. В частности, исследован логический аспект управления таким роботом: исполнение правил можно произвольным образом откладывать и возобновлять с помощью введения формальных объектов.

CAMELIA (Vivet, 1984). Речь идет об экспертной системе, помогающей формулировать теоремы интегрального исчисления, строить бесконечные ряды, решать алгебраические и арифметические задачи. Она написана на языке Лисп и использует программу REDUCE для вычислений в базе данных. Ее оригинальность состоит в то, что она строит план решения для всех возникающих задач, основываясь на метаправилах стратегического характера. Кроме того, она может при необходимости оценивать посылки правил, например таких: если ....

где f — может быть произвольным формальным выражением, содержащим, в частности, неизвестные параметры; посылка “положительное f” становится для системы CAMELIA новой подцелью, которая достигается с помощью рекурсии.

В настоящее время эта система ориентируется на использование метазнаний для модификации сложных правил с тем, чтобы приспособить эти правила к существующей ситуации.

GOSSEYN (Fouet, 1984). Система используется в механическом производстве для конструирования штампованных деталей и производства картеров для автомобильных двигателей (2000 правил).

MUSCADET (Pastre, 1984). Речь идет о системе, предназначенной для доказательства теорем в некоторых разделах чистой математики, таких, как теория множеств, теория

топологических векторных пространств, где система MUSCADET доказала целый ряд трудных теорем. База знаний системы содержит специфические правила для отдельных областей математики, универсальных математических знаний, а также общую стратегию ведения доказательств. Все тйпы знаний (правила, метаправила, метадействия) интерпретируются одним и тем же механизмом. Пастр (D. Pastre) для описания своей базы знаний использовал помощь квалифицированных математиков. Основной вывод состоит в том, что эксперты оказываются неспособными формулировать логические правила в абстрактной форме. Вместо этого они рассуждают с помощью примеров, прибегая к частным случаям и используя рисунки. Они неожиданно могут надолго задуматься перед тем, как сделать первый шаг при решении проблемы, или оказаться не в состоянии ответить на вопрос, почему ими был выбран именно этот, определенный метод. Приведен пример теоремы, доказанной с помощью MUSCADET за 14 этапов (применяется около .200 правил): “Если U - окрестность 0, то существует V — также окрестность 0, содержащаяся в U, центрально симметричная относительно 0”.

Обучающиеся системы

Прежде всего назовем систему Гольдштейна PONTIUS-O, которая моделирует поведение человека, обучающегося управлению самолетом.

Известный успех имела система AM, созданная Ленатом, (Lenat, 1975), которая предназначена для свершения математических «открытий». Отправляясь от некоторых исходных понятий, AM порождает новые понятия и судит о достоинстве используемых продукционных правил с помощью оценочных функций. В частности, AM порождает четыре различных способа умножения: путем подстановки с итерацией, путем повторного сложения способом, аналогичным нумерации элементов декартова произведения, и путем нахождения кардинального числа множества разбиений некоторого множества. Аналогично возникает понятие простого числа (рис. 7.7) и формулируется основная теорема арифметики.

“Понятие” “простого числа” в системе AM Дугласа Лената формируется в процессе ее работы. Фасеты (или слоты) таких понятий постепенно заполняются средствами самой системы. Кроме того, система способна создавать свои собственные новые понятия путем обобщения или уточнения старых понятий.

В правой части каждого правила содержится явное указание, в соответствии с которым может произойти разветвление этого правила на несколько других. Система развивается на основе

примеров, которые она формирует и обобщает, пользуется многочисленными эвристическими моделями поведения человека, т. е. по своей природе ее рассуждения носят индуктивный характер.

Недавно Ленат описал новую систему EURISCO, которая является обобщением системы AM.

Рис. 7.7. Пример представления высокого порядка.

Она может действовать в произвольной области и конструировать собственные правила, используя метазнания (Lenat, 1983).

Аналогично работает система BACON-3, созданная Лэнгли (Langley, 1979). Она ориентирована на физику и способна заново открыть законы Кеплера, Кулона и Ома. Система APS Уотермана (Waterman,1979) способна строить общие модели для выполнения арифметических операций, для обучения словам и для продолжения отрезков последовательностей. Список правил упорядочен, а обучение состоит в том, чтобы помещать новые правила в этот список на разумно выбранное место. Отметим, однако, что этот выбранный порядок работы системы является одновременно попыткой обойти чисто декларативный характер продукционных систем и преодолеть ограничения нашего познания в области психологии человека. Наше знание, возможно, локально упорядоченное в некоторых важных случаях, во всей своей полноте таковым не является.

Митчелл, Банержи и др. (Mitchell, 1981) описали систему формального интегрирования, способную к совершенствованию

своих возможностей по мере ее применения: сначала Первообразная определяется путем полного перебора, затем программа выделяет из дерева решения полезный путь (или пути). Таким образом она выделяет простые правила математической перезаписи, которые она использовала, уточняя контекст их применения, и тем самым преобразует их в правила продукций в обычном смысле. Затем выполняются обобщения каждой конкретной функции в своих контекстах для всего класса подобных функций: синус, например, превращается в произвольную тригонометрическую функцию и т. д. В свою очередь неверно примененные правила сохраняются для того, чтобы в дальнейшем не употреблять их в том же контексте. Посылки могут стать слишком общими или слишком частными. Они тогда модифицируются с помощью упражнений. Авторы отмечают существенное усовершенствование преобразований, наступающее после такого обучения.

ANA. Система Макдермота (McDermott, 1979) способна научиться и запомнить способ выполнения новой задачи, опираясь на методы, которые оказались полезными при решении предыдущих задач, т. е., рассуждая по аналогии, ANA моделирует поведение автоматического управляющего магазином, торгующим красками; она конструирует новые правила продукций, перебирая прежние ситуации и применяя их к новым возникающим ситуациям до тех пор, пока не возникнет очевидной ошибки в связи этих ситуаций. Эта система показывает еще раз, что очень простые механизмы — в данном случае механизмы обучения - легко и естественно могут быть применены к различным моделям, при этом применение правил продукций оказывается весьма эффективным.

Программа моделирования ACT. Программа, авторами которой являются два психолога Дж. Андерсон и П. Клин (Anderson, 1979) из Университета Карнеги — Меллона, заслуживает специального упоминания потому, что она, с одной стороны, носит универсальный характер, а с другой — способна к обучению. Эта система была создана с целью промоделировать поведение человека на основе классических экспериментов по «формированию понятий» в психологии.

Изучение системы ACT можно проводить в двух формах: в форме препозициального графа, подобного классическим семантическим сетям в системах искусственного интеллекта для декларативной части, и в форме системы продукций для процедурной части. Добавления к множеству продукций и его модификация достигаются четырьмя различными способами: назначения, подкрепления, обобщения и распознавания (Anderson, 1979).

PS. Продукционная система Ричнера (Rychener, 1976) позволяет переписывать в форме системы продукций такие разные программы, как:

• STUDENT Боброва, которая решает алгебраические задачи, сформулированные по-английски;

• ЕРАМ Фейгенбаума, способная выполнять тесты на правильное продолжение последовательностей букв;

• GPS Ньюэлла, Шоу и Саймона, которая выполняет задачи, поставленные в различных областях;

• программа Пердо и Берлинера, которая играет окончания шахматных партий;

• программа Морана, которая строит английские фразы, описывающие ситуации в мире кубиков;

• SHRDLU Винограда, которая решает задачи и ведет диалог по-английски также в мире кубиков.

В следующем разделе представлено другое семейство экспертных систем, объединенных использованием предикатов первого порядка и специального метода вывода, известного под названием принципа резолюции.

1
Оглавление
email@scask.ru