Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
2.10. Использование графических моделей в области искусственного интеллектаВ искусственном интеллекте интересуются автоматической обработкой информации, связанной с такими ситуациями, для которых неизвестен заранее алгоритм решения. В данной книге особое внимание уделено трем областям приложения методов искусственного интеллекта: автоматическому доказательству теорем; машинному решению задач; пониманию машиной фраз естественного языка. Особый интерес при этом вызывают способы представления и использования знаний. Ведь если какое-то поведение и заслуживает наименования “разумного”, то лишь потому, что при этом используются гибкие представления, обобщенные схемы, разумные абстракции, точно отражающие окружающий нас мир. 2.10.1. Представление знаний при автоматическом доказательстве теоремВ математике, как и в других областях, мы встречаемся с двумя уровнями представлений. К первому уровню относится представление объектов, с которыми производятся те или иные манипуляции (математические понятия, формулы, выражения). Ко второму уровню относится представление знаний об этих объектах (отношения, теоремы, методы доказательства). Рассмотрим представление объектов, например, в геометрии. В ней фундаментальную роль играют представления объектов в виде геометрических фигур. Программы, доказывающие теоремы в планиметрии, реализуют в машине с помощью графов наши обычные построения, проводимые с помощью циркуля и линейки. В представлении знаний существенным является то, о чей не говорится в учебниках по математике и на лекциях, а именно каким образом и как находят доказательство.
Рис. 2.12. Роль представления в математике. На самом деле способ действий математика включает три различные фазы (Пастр, Пойа, Мериалдо): 1) понять теорему, заданную на формальном языке, т. е. перевести ее в некоторое внутреннее представление; 2) доказать теорему в этом внутреннем представлении, используя для этого все накопленные и адаптированные к этому внутреннему представлению знания; 3) перевести найденное еще неполное доказательство в строгое математическое доказательство, вновь введя символическую формализацию обычного математического языка. Роль представления в математике графически иллюстрируется рис. 2.12. Прежде чем переходить к примерам доказательств, отметим роль, которую играет в доказательстве теорем “хороший рисунок”. Роль рисунка, чертежа, правильно отражающего условия теоремы, определяется тем, что он представляет собой прежде всего квинтэссенцию используемой информации, отражает наиболее существенные ее аспекты, связанные с доказательством. Так, например, два элемента х и у могут быть связаны в условии теоремы многочисленными бинарными отношениями
дается графическое представление записи: Отметим в заключение, что графические представления в виде чертежей, рисунков, схем и связанные с ними алгоритмы обработки информации позволяют в удобной форме получить представление о структурах связанных с ними концепций, т. е. об их семантике, тогда как перечисление их формальных свойств, что обычно характерно для учебников и монографий, описывает только их синтаксис. Рассмотрим несколько примеров графических представлений. На рис. 2.13, а и б приведено представление множеств в топологии (Мериалдо). Точки, обозначенные на рисунках цифрами, называются атомами. Каждый атом является представителем, подмножества, которому он принадлежит. Если атом соответствует пустому подмножеству, он удаляется. Таким образом, отношения принадлежности, включения, равенства представляются и запоминаются в сжатом виде. Кроме того, по диаграммам Венна легко составить простые алгоритмы, которые, основываясь на этом представлении, позволяют добавлять множество, получать пересечение множеств, приравнивать их, проверять правильность включения, определять дополнение множества. Так, утверждение, что множество В включено в множество А тогда и только тогда, когда для каждого ребра, связывающего вершину В с атомом
Рис. 2.13. Графические представления множества в топологии (а) и машинное представление диаграмм Венна (б). Теперь рассмотрим теорему Т1 но прежде сделаем некоторые определения: запись А обозначает замыкание множества А (наименьшее замкнутое множество, содержащее множество А), а запись А обозначает границу множества Теорема Т1: Программа при доказательстве теоремы использует граф, оперируя, таким образом, только множествами. Все множества, используемые при этом, построены в соответствии с заданными определениями.
Рис. 2.14. Построение множеств Например, построение множеств Конечно, программа не испытывает затруднений с доказательством, что может случиться с человеком при увеличении числа имеющихся множеств. Это связано с тем, что все отношения между множествами отражены в графе и это значительно упрощает доказательство. Более сотни теорем из области теории множеств и топологии были доказаны этой программой за время Теперь рассмотрим пример из области геометрии (Buthion, 1979). “Задана окружность
Рис. 2.15. Пример задачи с геометрическим построением. Теперь задача заключается в том, чтобы полностью определить
Теперь рассмотрим пример на свойства функций (D. Pastre, 1978). Около 150 теорем элементарной теории множеств об образах и прообразах, функциях, конгруэнтностях, отношениях порядка, порядковых числах были доказаны программой Теорема
Рис. 2.16. Пример графического построения, используемого программой DATE для доказательства теоремы Т2. Если из трех функций Программа в процессе этого доказательства должна, в частности, показать, что если Отправляясь от какого-то элемента Теперь из построения следует, что, с одной стороны, Описанные выше три примера показывают различные роли, которые играют графические представления при разумных рассуждениях, и особенно то, как их использование дает возможность ввести естественным образом новые объекты.
|
1 |
Оглавление
|