Главная > Системы искусственного интеллекта
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава 9. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

Обучение можно определить как совершенствование, связанное с приобретением опыта. Эта область применений перспективна для систем искусственного интеллекта: знания, которые необходимо усвоить, настолько разнообразны, что идеальной является информационно-вычислительная система, овладевающая ими сама на основе примеров, а не получающая эти знания от нас в виде порций. Однако желание создать за короткий срок самообучающуюся программу там, где мы даже не представляем механизм ее функционирования, является довольно иллюзорным.

Кроме того, всякий обучаемый сталкивается с проблемой забывания: по ходу возникает так много разнообразных возможностей, что просто необходимо уметь что-то забывать. Таким образом, существует важное различие технологического характера между компьютерами и людьми относительно приобретения знаний вообще и подходах к решению задач в частности.

Можно сказать, что человек “запрограммирован” на приобретение знаний. Он не может делать что-либо без того, чтобы не запоминать, что делает (иногда даже против своей воли). С рождения человеку присуще рефлекторное поведение, и по природе он чрезвычайно любознателен. Всю жизнь он не может противостоять желанию искать, приобретать информацию: фиксирует взгляд на том, что движется, напрягает слух при необычном звуке... Компьютер же априори лишен такой программы общего поиска и обучения.

9.1. Различные типы обучения

Отметим сначала, что процедура усвоения знаний имеет иерархическую структуру (рис. 9.1). Уровень 1 представляет просто программированное обучение: специальный фиксированный код управляет тем, что должно быть сделано. Все обычные программы для компьютеров относятся к этому уровню, так же как и действия большинства промышленных роботов, для которых, например, рука рабочего определяет раз и навсегда необходимые движения для покраски автомобиля: он будет точно имитировать их в дальнейшем независимо от того, автомобиль перед ним или что-либо другое.

Уровень 2 соответствует запоминанию наизусть: все ситуации запоминаются вместе с действиями, которые нужно предпринять в каждой из них. Здесь поведение системы может быть обусловлено по Павлову: она получает «наказание», если перед новой ситуацией не находит хорошего решения, и «поощрение» в противном случае.

Некоторое усовершенствование этого метода представляется на уровне 3 статистическим запоминанием: в системе хранится лишь классификация ситуаций, полученная на основе анализа достаточно большого числа случаев: запоминаются только компоненты, соответствующие определенному действию.

Рис. 9.1. Процедура усвоения знаний.

Затем на уровне 4 система может усваивать знания на примерах с помощью «учителя» (она способна к обобщению). Наконец, на уровне 5 обучение происходит без учителя; система в состоянии индуктивным способом порождать новые ситуации, выдвигать гипотезы и новые концепции.

Отметим, что каким бы ни был уровень, вопрос о том, чтобы обучаться, начиная «с нуля», не стоит и обсуждать. Именно минимум знаний для процесса обучения в той среде, где мы находимся, представляет основную трудность для программирования системы, действительно способной к приобретению знаний.

1
Оглавление
email@scask.ru