Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
6.7. Исследование психологии шахматистовРассмотрим (по работам де Грота, Саймона и Виникоффа) два различных аспекта анализа шахматной игры: восприятие и вывод. Особенно выделим работы де Грота, который смог четко разделить предметы исследований и провести их сравнение. Он выполнил анализ протоколов рассуждений шести гроссмейстеров (два из них — чемпионы мира), четырех международных мастеров, двух голландских чемпионов и десяти экспертов. 6.7.1. ВосприятиеЭксперимент заключался в том, что шахматистам показывалась доска с воспроизведенной на ней позицией, взятой из реальной партии (обычно из ее середины). При этом анализировалось движение глаз шахматистов (в определенных случаях оно автоматически регистрировалось с помощью камеры, установленной перед ними). Через время позицию, которая была у них перед глазами. Обращалось внимание, в особенности, на порядок, в котором восстанавливалось положение фигур, и на число правильно поставленных фигур. Эксперимент показал, что глаза шахматистов не очень часто останавливались на какой-либо точке доски — не более четырех раз в 1 с. Во время каждой из этих остановок можно было с помощью бокового зрения просмотреть пространство в два угловых градуса, т. е. около девяти примыкающих друг к другу полей доски. Более того, последовательность остановок обнаруживала повторяемость даже у гроссмейстеров. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие позиции происходило не в геометрическом порядке (например, слева направо и снизу вверх), но во всех случаях определялось логическим порядком, который зависит от анализируемой позиции. Взгляд чаще задерживается и возвращается на определенные критические поля, от которых он перемещается по различным направлениям. К ним всегда относятся поля, занимаемые королями и прилегающие к ним. И наоборот, некоторые фигуры и конфигурации полей (например, для белых это ноля В экспериментах выбиралось время наблюдения Отметим, что для гроссмейстеров характерно прежде всего то, что они делали гораздо больше, чем простое восстановление позиции, они еще приводили ее анализ: это единственно верный путь, поскольку именно так шахматист «сживается» с позицией. Его вниманием и глазами начинают управлять линии наиболее активных действий, воображение подсказывает интересные ходы, следующие не только непосредственно из данной позиции, но и на несколько ходов вперед. Таблица 6.4. (см. скан) Оценка качества восстановления шахматной позиции. Для определения счета использовалась функция, предложенная де Гротом, которая учитывает число правильно восстановленных фигур Приводимые здесь результаты де Грота относятся к экспериментам с реальными позициями. Когда же предлагаемые для запоминания позиции характеризовались случайной расстановкой фигур, все шахматисты — от гроссмейстеров до любителей из клубов — оказывались равны между собой. Никто не справлялся с поставленной задачей, все оказались совершенно неспособны запомнить позицию за 5 с!
Рис. 6.13. Позиция, предъявляемая шахматистам на 5 с для восстановления (ход черных). Математик и шахматный гроссмейстер М. Эйве, когда ему на 5 с показали позицию, приведенную на рис. 6.13, провел следующий анализ. «Сначала я запомнил, что позиция черных никуда не годится». Он восстановил блок фигур вокруг черного короля: король + ферзь черных Две пешки заявил следующее: «Я не рассмотрел правую сторону позиции черных. Но у них должна быть пешка на а 7». (Это следует из логики развития партии и присутствие на доске пешек Эйве тем временем продолжает извлекать сведения из своей памяти. Он увидел и другие любопытные особенности позиции: «Атака белых оказывает сильное давление на позицию черных, но в противовес ей у меня две лишние фигуры» (Эйве считает своей сторону, которой принадлежит очередной ход). «Чем пожертвовать? Очень силен конь белых, но его можно взять ходом В этих рассуждениях можно ироследить связь между восприятием и вторым объектом наших исследований — выводом. 6.7.2. ВыводНа рис. 6.14 приведена позиция, взятая также из реальной партии, сыгранной самим де Гротом. Он тщательно изучил эту позицию, установил, что белые могут сделать не менее 56 ходов, а затем показал ее экспертам, которые должны были определить наилучший по их мнению ход. По условиям эксперимента эксперты должны были рассуждать вслух.
Рис. 6.14. Анализ позиции (de Groot, 1935). Все шахматисты пришли к выводу, что прежде всего следует решить тактическую задачу — постараться найти спасение для фигур, находящихся под боем, вместо того чтобы сразу составлять план игры на длительную перспективу. Перед тем как обратиться к тщательному анализу результатов размышлений шахматистов, приведем несколько общих выводов, которые будут полезны в дальнейшем. I) Избирательный анализ позиции. Дерево ходов у гроссмейстеров содержит от 20 до 76 узлов, что существенно меньше, чем чрезмерное комбинаторное увеличение числа допустимых ходов. Среднее число ходов, предлагаемых шахматистами для белых в этой позиции, меньше 5. Например, Керес предложил 3 хода, два из них он проанализировал очень подробно, и они оказались наилучшими. 20 шахматистов из 56 возможных ходов предложили только 22. 2) Небольшая глубина анализа. Этот факт подтверждается и во многих других случаях. В противоположность широко распространенному мнению большие мастера шахмат очень редко рассуждают на глубину более пяти или шести ходов (здесь, например, оказалась достаточной глубина в четыре хода). Более того, не было обнаружено никакого различия в глубине анализа у различных групп обследованных шахматистов. 3) Частые возвращения назад. Часто анализ хода или даже целого эпизода повторялся по многу раз. По этому признаку де Грот различает три фазы анализа у шахматистов: а) разведка; б) обработка; в) доказательство. Шахматист в каждом из трех случаев повторяет изучение позиции с различных точек зрения. Свои ходы и ходы противника многократно перерабатываются, по мере того как увеличивается глубина анализа. Задача, которую ставит перед собой шахматист, периодически переопределяется в зависимости от рабочей гипотезы; это происходит беспрерывно до принятия окончательного решения. Все ходы в данной позиции, которые не имеют связи с текущей гипотезой, полностью игнорируются. Шахматисту, помимо всего прочего, необходимо иметь свою оценочную функцию позиции, он должен уметь измерять дистанцию, на которой он находится от текущей гипотезы и от цели, которую он должен достигнуть (табл. 6.5). Таблица 6.5. (см. скан) Средние значения некоторых важных параметров при изучеиии шахматной позиции исследуемыми шахматистами 4) Бедность оценок, используемых шахматистами. В протоколах часто появляются фразы такого типа: «Теперь белые имеют выигрышную позицию с далеко продвинутой пешкой»; «Черные заняли открытую линию»; «Сила атаки подавляет противника». Кроме того, при анализе оценивается очень малое число позиций. Оно определяется достижением стабильной позиции, в которой тем или иным образом разрешается проблема, которую ставит перед собой шахматист в данный момент. При этом необходимое решение находится без помощи традиционных оценок. Используемые человеком оценки, как и общий анализ партии, основаны на общих, не поддающихся численному описанию концепциях работы мозга, имеющих мало общего с банальным описанием позиции с помощью оценочной функции. При этом непрерывно появляются и исчезают такие понятия, как открытое или закрытое пространство (или позиция), контроль (над полями, фигурами, зонами), слабая или сильная позиция. Для оценки позиции и выработки стратегии приближения к цели служат такие абстрактные формулировки, как «ход черных ферзем», «отступление слона», «защита короля», «пустой ход», «усиление давления», «отступление без потери темпа». Обратимся теперь к деталям и результатам анализа позиции, приведенной на рис. 6.15. Большое число шахматистов пришли к выводу, что ход
он сказал, что ход Можно отметить нечто общее, что помогает шахматистам выполнить задание исследователя — это хорошее знание позиций, Рис. 6.15. (см. скан) Дерево ходов, доказывающее правильность хода уже встречавшихся в сыгранных иартиях. Алехин сразу заявил, что эта позиция ему напоминает недавнюю партию Ботвинника. Он предположил, что в дебюте был разыгран принятый ферзевый гамбит, а позиция соответствует Глубокие знания, которые позволяют хронологически восстановить всю партию, являются в то же время и основой анализа: в этом дебюте белые с самого начала не дают покоя черным, у них очень открытая позиция и преимущество в атаке. В отличие от них черные должны защищаться до конца партии. Единственное обстоятельство, которое дает нм шанс в финале — это лучшая пешечная защита. Именно в таких ситуациях проявляются различия в культуре шахматистов. Общеизвестно, что слон по силе немного превосходит коня, главным образом в конце партии, когда он может свободно передвигаться по доске. Поэтому недостаточно опытные шахматисты исключают ход Порядок рассмотрения этих ходов может быть и другим. На практике лучшие шахматисты сначала с помощью параллельного отбора получают только некоторые указания, а затем и полное решение поставленной задачи. Далее при анализе партии будем ориентироваться на четыре приведенных выше хода. Так как заранее ясно, что в этой позиции сильны ходы конем на Психологические исследования шахматного анализа позволяют сделать три важных вывода: 1. Гроссмейстеры своим мастерством обязаны не объему вычислений, который они проделывают, а своей способности выделить правильный ход. 2. Поиск хороших ходов существенным образом связан со способностями шахматистов к восприятию позиции. 3. Способность к восприятию позиции зависит от широты знакомства с опытом шахматной игры и в особенности от способности ассоциировать с конкретной позицией определенные структуры, присутствующие в большом числе в памяти шахматиста. Психологи изучили также поведение человека при поиске решений в других областях. Ньюэлл и Саймон (1982) анализировали протоколы работы студентов, выполнявших упражнения на логические предложения (гл. 3) и решавших арифметические задачи (гл. 8). Стратегии этих студентов, знания, которые они использовали, были переведены в форму правил выполнения определенных операций (гл. 7), после чего был довольно верно смоделирован общий ход их рассуждений. Мэтью и Томас (1985) опубликовали аналогичные работы, в которых приведены результаты анализа процессов игры в го, расчета электрических цепей, решения проблем механики. Все исследования подтверждают приведенные здесь выводы: основная особенность анализа заключается в том, чтобы в конкретной ситуации обнаружить группы «важных» объектов (таких, которые участвуют в наибольшем числе взаимных связей). Успех анализа зависит от знания предмета исследования и качества структуризации этих знаний.
|
1 |
Оглавление
|