Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
3.8.6. Решение арифметических задач. Процедура PARI (D. Bourgoin, 1978)Математические знания в программе PARI сконцентрированы в специфических модулях. Общая идея решения задачи состоит в том, чтобы выбрать одну из задач, имеющую решение, и затем сделать все возможное для того, чтобы свести исходную задачу к ней. Программа решает задачи с целочисленными переменными, используя шесть модулей, которые могут обрабатывать определенные подзадачи. Последние играют роль усовершенствованных обязательных правил вывода. Модуль I): произведение — константа. Этот модуль использует разложение числа на простые множители или делители, например:
Модуль
Модуль
(Модуль 4): равенство. Этот модуль умеет находить частные решения простых уравнений путем последовательных испытаний (идеальным случаем здесь было бы использование непрерывных (цепных) дробей), например
(Модуль 5): обобщенное евклидово деление. Модуль рассчитывает частное и остаток от деления полинома на полином, например
Модуль 6): индукция. Этот модуль умеет находить, исходя из начального значения и рекуррентного отношения, формальное выражение для общего члена последовательности, например
Эти модули используются в сервисных программах для нормализации выражений, выполнения подстановок, сообщения о результатах, найденных в текущих соотношениях. Конечной целью всей программы является отыскание решения в явном виде либо в полной форме, либо в форме простого условия, характеризующего решение, либо описание доказательства того, что решения не существует. На каждом этапе рещения адекватность каждого из модулей текущей задаче проверяется с помощью игры шести триплетов. Каждый из них для каждого из шести модулей измеряет реле-, вантность модуля, трудность его применения (которая оценивается по числу переменных и максимальным степеням) и результирующие ожидаемые издержки, связанные с последующим продолжением решения задачи в этом случае. Имеются точные критерии, позволяющие решать, какой из триплетов выбрать и, следовательно, какой из модулей применить. Ниже приводятся три примера решений с использованием метода Пример 1. Найти два простых числа
Модуль “делимость” лучше всего соответствует заданным условиям. Он “считает”, что имеется уравнение относительно
Модуль «конгруэнтность» не дает здесь ничего нового
Если
Получаем решение Если
пусть
но это противоречит предположению, что
пусть снова
Итак, задача имеет два решения: (3; 1) и (5; 3). Пример 2. Найти целые положительные
Для заданной задачи наиболее пригоден модуль «евклидово деление», в результате применения которого получаем тождество
Трехчлен
к которому снова применяется модуль “евклидово деление” для получения нового тождества
Трехчлен
пусть
Множество решений в целом представляет собой набор чисел 0, 1, 2, 3, 5. Но это еще не есть заключение, получаемое программой, которая знает, что пока получена только последовательность эквивалентных значений, а не последовательность необходимых условий. Для получения последних необходимо проверить, удовлетворяет ли каждое полученное решение исходному выражению. При проверке отсекается решение Пример 3. Найти все целые
Здесь используется модуль “индукция”. Вначале он проверяет условие задачи (I) для случая
Используя теперь (I) в качестве правила переписывания, получим
или, после сокращения
Таким образом, первоначальная теорема доказана по индукции. Несколько задач, решенных программой PARI 1. Найти 2. Доказать тождества:
3. Пусть задана последовательность Показать, что 4. Решить относительно переменной
5. Для. каких значений х выражение 6. Доказать конгруэнтность следующих выражений: 7. Показать что 8. Найти значение х, такое, что 9. Доказать, что если 10. Показать, что равенство 11. Определить все целые Все программы, описанные выше, обеспечивали получение доказательства только уже предложенной теоремы или нахождение решения заданной задачи. Действия математика совсем другие: он не знает заранее теорем, которые он ищет, и он не имеет никакого априорного критерия остановки. Математика ведет в поиске его ”интуиция“ или тот род знания высшего уровня, который позволяет ему одновременно и управлять своими поисками, и упрощать себе работу, опуская при поиске неинтересные детали. Иначе говоря, действия математика направляет некоторая метатеория. Существуют программы, которые также эффективно используют метатеорию. Ниже описана первая среди них — программа Ж. Питра (1966 г.).
|
1 |
Оглавление
|