ПРЕДИСЛОВИЕ
Основания для появления этой книги возникли еще в то время, когда я учился в лицее. Как и все остальные ученики, я жадно впитывал знания по физике и математике, постоянно спрашивая себя: а для чего все это может пригодиться? Что касается физики, то ее отношение к реальной жизни представляется очевидным, но мы тогда не могли в это поверить, настолько все было таинственным. К тому же каждый год новый преподаватель объяснял нам, что все, что мы изучали в прошлом году, было неверным... Физика представала перед нами как причудливая игра, в которую играют взрослые. С математикой же все было по-другому. В ней нас вдохновляла красота абстракции, мы получали удовольствие от поиска красивых доказательств. Однако ко всему этому часто примешивалось ощущение, что нас обманывают. Нам все время преподносили определения и доказательства как настоящую реальность, но причины явлений никогда не объяснялись. Казалось, что большую чость доказательств преподаватели получают с помощью магических манипуляций с кусочком мела у доски. Как можно было связать воедино все эти линии и не выпустить из поля зрения ни одну из них от самого начала доказательства до его чудесного конца? И над всем этим: «А для чего все это надо?»
Ответ на этот вопрос пришел позже, через несколько лет «активной» жизни. На самом деле все это ни для чего не было иадо, потому что предметы, которые мы изучали, вносились в школьные программы произвольно. По правде говоря, они служили лишь поводом для перехода к более серьезным вещам, таким, как учиться понимать, учиться решать задачи, учиться познавать. Но любопытно, что эти «вещи» не признаются и почти не преподаются. Можно сказать, что существует определенный вид интеллектуального терроризма, когда некоторых учеников называют «нуль в математике», хотя их единственная вииа состоит в том, что они не понимают то, о чем... никогда не говорится. Некоторым удается этого избежать, потому что они раньше сумели познакомиться с неявными правилами этой игры. Есть и такие, кто учит все наизусть...
Но в настоящее время существует область исследований, в которой первым желанием исследователей является стремление понять, как система обработки информации — будь то человек или машина — способна воспринимать, анализировать, передавать и обобщать то, чему ее обучают, и с помощью этих данных исследовать конкретные ситуации и находить решения задач. Данная область исследований — искусственный интеллект, старший сын информатики. Его предметом изучения является любая интеллектуальная деятельность человека, подчиняющаяся заранее неизвестным законам. Его можно также определить как «все то, что еще не сделано в информатике».
Сели предметом информатики является обработка информации, то к области искусственного интеллекта относятся такие случаи этой обработки, которые не могут быть выполнены с помощью простых, точных алгоритмических методов и которых великое множество. К ним относятся даже такие банальные ситуации, как чтение текста с листа, находящегося перед вами. Один и тот же символ, например вертикальная черточка, может восприниматься визуальной системой в зависимости от контекста либо как I, либо как 1, либо как знак абсолютной величины. В случае когда текст написан
от руки, ситуация еще хуже. Как может выйти из этого затруднения наша распознающая система? Вот одна из главных проблем, изучаемая в искусственном интеллекте. К области этой науки относятся также идентификация изображения человека (являющаяся более трудной задачей, чем просто идентификация букв), понимание текста (а не отдельных букв), распознавание речи, доказательство теорем, решения задач, поиск хода в шахматах, составление расписаний, подготовка ответов на ежедневный интеллектуальный тест, разработка планов в архитектуре, постановка медицинского диагноза, анализ журнальной статьи. В последнее время во всех этих областях достигнуты впечатляющие успехи.
Ж. Л. Лорьер