Главная > Электроакустика
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

1.14. ВОСПРИЯТИЕ ОКРАСКИ (ТЕМБРА) ЗВУКА

Г. Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощущение возникает лишь при слушании чисто синусоидального колебания. Как только форма колебания усложняется, появляются гармоники — так возникают впечатления окраски звука или тембра, как говорят музыканты. Ому удалось установить, что ухо как бы анализирует периодический звук по отдельным гармоническим составляющим, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке и длительном вслушивании можно мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники в данном звуке присутствуют. Особенность слуха воспринимать сложную форму периодических звуков как окраску или тембр широко используется в музыке. Она послужила основой создания многообразных музыкальных инструментов. Способность различения тембра тесно связана также с нашей способностью различать звуки речи. Гельмгольц, основоположник резонансной теории слуха, исходил при ее создании из акустического закона Ома, гласящего, что ухо способно разложить сложный звук на составляющие его простые (синусоидальные) тоны.

В заключение этого параграфа и всей главы в целом следует добавить, что как на восприятие громкости, так и высоты тембра звука, влияют в определенной мере все три его физические характеристики: интенсивность, частота и спектральный состав. Гак, из свойств слуха, рассмотренных в параграфах 1.4-1.9, следует, что громкость звука, определяемая на слух, в первую очередь, конечно, зависит от его интенсивности, но одновременно с этим и от его частоты и от его спектрального состава.

Рис. 1 9. Схема овязи между слуховыми ощущениями и физическими свойствами звука основные связи, вторичные влияния

Эксперименты показывают также, что звуки высоких частот большой интенсивности кажутся несколько более низкими по высоте, чем звуки малой интенсивности. Наконец, разница в окраске звуков на низких и средних частотах ощущается очень отчетливо даже при небольших изменениях спектрального состава, а для звуков высоких частот те же изменения в спектре меньше меняют эту окраску. Схема связи между слуховыми ощущениями и физическими свойствами может быть представлена так, как это сделано на рис. 1.9.

1
Оглавление
email@scask.ru