Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.6. Нейропакет MPIL5.6.1. Общая характеристикаПакет моделирования нейронных сетей MPIL (Multi-Pass Instance-Based Learning) представляет собой разработку фирмы Universal Problem Solvers, Inc.. Его демо-версия доступна в Интернет по адресу: http://www.simtel.net/simtel.net/win3/neural-pre.html. Нейропакет работает под Windows и крайне нетребователен к вычислительным ресурсам. Хотя программа декларируется как нейропакет, на самом деле она не создает нейронную сеть в обычном понимании и не использует известные алгоритмы обучения. Принцип действия пакета основан на идеях кластерного анализа: на основе многократного перебора обучающей выборки формируется набор опорных элементов, с помощью которых можно объяснить свойства всех остальных. Работа пакета возможна в двух режимах. В первом режиме (MPIL-1) реализуется метод «М ближайших соседей»: для каждого предъявляемого входного вектора находятся М ближайших (например, в смысле евклидова расстояния) опорных векторов, ассоциированных с эталонными выходными, по которым и рассчитывается выход сети. Во втором режиме (MPIL-2) пакет дополнительно генерирует логические правила причинно-следственных отношений между примерами обучающей выборки, т. е. позволяет извлекать знания из экспериментальных данных. В этом, а также в очень быстром, практически мгновенном, обучении и состоят уникальные свойства пакета. 5.6.2. Интерфейс программыПосле запуска программы появляется ее окно вида рис. 5.53. Рис. 5.53. (см. скан) Окно программы MPIL Пункты и опции меню в верхней части окна следующие. Пункт File (Файл) имеет только две опции: Edit (Редактировать) и Exit (Выход из программы). Пункт Instances (Примеры) содержит четыре опции: Create (Создать), Load (Загрузить), Save (Сохранить), Train (Обучать). Пункт Test (Тестирование) имеет две опции- Check Accuracy (Проверить точность), Classify (Классифицировать). Также две опции содержит пункт меню Batch (Пакет): Random Testing (Случайное тестирование), Training (Обучение). Опции пункта Rules (Правила) таковы: Extract (Извлечь), Import (Импортировать). Наибольшее количество опций содержит пункт меню Parameters (Параметры): • Learn Mode (Режим обучения) - при выборе опции появляется диалоговое окно (рис. 5.54), позволяющее установить требуемый режим обучения для MPIL-1 или MPIL-2.
Рис. 5.54. Диалоговое окно для задания режима обучения • Distance Measure (Мера расстояния) - мера сходства между примерами выборки; обращение к опции приводит к появлению диалогового окна вида рис. 5.55, позволяющего задать одно из трех возможных расстояний: Hamming (хэммингово), Euclidean (евклидово) или Square (модуль наибольшей разности между элементами двух векторов).
Рис. 5.55 Диалоговое окно для задания меры расстояния • Display Info (Информация дисплея) - в случае установки флага на опции будет отображаться дополнительная информация во время подготовки, тестирования и других операций MPIL. • Show Files (Показать файлы) - при установке флага на этой опции процессы обучения, тестирования и работы сети завершаются показом соответствующих файлов. Learning (Обучение) - при выборе этой опции появляется диалоговое окно вида рис. 5.56, позволяющее установить требуемые параметры обучения.
Рис. 5.56 Окно установки параметров обучения • Num. Batch Runs (Количество прогонов пакета) - используется вместе с опцией Random Testing (Случайное тестирование) пункта меню Batch для организации случайного перекрестного тестирования сети • Setup (Установка) - имеет, в свою очередь, две опции Load и Save, позволяющие загрузить или сохранить конфигурацию программы Наконец, пункт меню Help (Справка) содержит опцию запуска достаточно подробного файла справки и опцию запуска режима регистрации 5.6.3. Правила работы с программойПравила работы с программой рассмотрим на примере моделирования логической функции «Исключающее ИЛИ» 1) Подготовка исходных данных Подготовим два текстовых файла
и сохраним их с именами хог net и хог tes Первый файл будет использоваться для обучения, второй - для тестирования нейронной сети Обязательная информация таких файлов содержится в их первых строках Это количество входов (Nmputs), в нашем случае - 2, количество выходов (Noutputs) - 1 и общее число примеров обучающей выборки (NTrainingPatterns) -4 2) Обучение сети Запустим программу MPIL, выберем пункты меню Instances/Create и в окне диалога откроем файл хог net Появится сообщение вида рис. 5.57, подтверждающее создание примеров Нажмем кнопку ОК
Рис. 5.57 Окно подтверждения создания примеров Оставим большинство параметров обучения по умолчанию, а с помощью пунктов меню Parameters/Learn Mode выберем режим обучения MPIL-2 Далее пунктом меню Instances/Train запустим процесс обучения Появится окно (рис. 5.58) с информацией об обучении нейронной сети
Рис. 5.58 Информация об обучении нейронной сети Нажмем кнопку ОК, после чего откроется блокнот Windows с информацией вида рис 5 59
Рис. 5.59. Дополнительная информация об обучении нейронной сети Данную информацию можно принять к сведению, после чего блокнот следует закрыть и перейти к тестированию выбором команд Test/Check Accuracy с указанием имени подготовленного тестового файла xot.tes и выходного файла (файла протокола) xor.out. Выполнив указанные действия, получим сообщение вида рис. 5.60, из которого следует, что тестирование успешно завершено.
Рис. 5.60 Информация о результатах тестирования Подтвердим это нажатием кнопки ОК, в ответ на что получим открытую страничку блокнота (рис. 5.61). Закроем эту страницу и проверим, как программа извлекает знания. Выберем команду Rules/Extract, укажем в качестве имени файла протокола xor.rul. После выполнения команды получим информацию вида рис. 5.62. Что здесь что? Через обозначены входы, через Output - выход. Видно, что программа сгенерировала три правила, из которых первое (если то и второе (если то представляются корректными, а третье (если то - не очень. Или мы что-то не так сделали, или программа все же не вполне в этом аспекте надежна. Может быть, что-то необходимо было изменить в параметрах обучения. Рис. 5.61. (см. скан) Детальная информация о результатах тестирования Рис. 5.62. (см. скан) Правила, извлеченные программой MPIL Теперь можно закрыть блокнот и сохранить полученную сеть через пункты меню Instances/Save с указанием имени файла, например, xor.sav. На этом работа с программой закончена. При желании можно с помощью какого-либо текстового редактора просмотреть образованные программой файлы. 5.6.4. Впечатления от работы с пакетомПодкупает простота программы и возможность автоматического извлечения знаний Проверка на ряде примеров показала достаточно хорошие моделирующие возможности пакета MPIL
|
1 |
Оглавление
|