Расположение «точек-учеников» вует о естественном распадении совокупности исходных признаков на две группы: группу гуманитарных признаков
и группу математических признаков
Рис. 14 1. Изображение исходных признаков
в плоскости двух общих факторов
Подобная геометрическая интерпретация помогает выбрать вращение системы общих факторов, наиболее подходящее в отношении возможности их содержательной интерпретации. Дело в том, что, как уже отмечали, параметры модели факторного анализа, в том числе и сами общие факторы
определяются не однозначно, а лишь с точностью до некоторого ортогонального преобразования, т. е. с точностью до вращения осей
в пространстве. При этом выбор окончательного решения, т. е. закрепление системы
в определенном положении, находится в распоряжении исследователя. Другими словами, исследователь должен решить вопрос: как, располагая некоторым частным решением
полученным, например, с помощью центроидного метода, выбрать такое ортогональное преобразование, такой поворот осей
при котором получаемые при этом новые общие факторы
допускают наиболее естественную и убедительную содержательную интерпретацию. Рассматривая расположение исходных признаков в плоскости
или в пространстве, натянутом на первые три общих фактора, естественно повернуть координатную систему таким образом, чтобы координатные оси прошли через наиболее четко выраженные сгущения точек-признаков (см. поворот, намеченный пунктирными осями
на рис. 14.1).
При этом иногда бывает полезно отказаться от ортогональности общих факторов, переходя к косоугольной системе координат.