Упорядочение может быть связано с содержательным истолкованием классов и с их геометрическим расположением вдоль какой-либо гладкой кривой в выборочном пространстве. В случае, когда классы соответствуют последовательным стадиям некоторого процесса, содержательное и геометрическое упорядочения часто совпадают.
При работе с упорядоченными классами используется - следующий методический прием. С каждым классом i связывают волевым путем выбранное число
так, чтобы разности
; соответствовали интуитивному представлению исследователя о «расстоянии» между классами
и находят функцию от наблюдения
, такую, чтобы разность
была бы в некотором смысле наименьшей. Классификацию далее осуществляют в зависимости от значения
.
В одной из конкретных реализаций этого приема [24] на распределение
в классах накладывается ограничение
Качество классификации измеряется как
где
Функция t, минимизирующая (1.71) при условиях (1.70), имеет вид
где
, где
— плотность распределения X при
, где
. Если рассматривать
как априорную вероятность того, что наблюдение выбрано из
класса
, то
— среднее квадратическое отклонение
от соответствующего
, a
— линейная функция от апостериорных вероятностей классов
. Если классы не пересекаются, т. е. при
, то
и функция на каждом из классов равна соответствующему значению 0.
В условиях дефицита выборочной информации о распределениях к предположениям типа (1.70), (1.71) иногда добавляют предположения, что
нормальны и их средние лежат на одной прямой.