Главная > Прикладная статистика: Классификации и снижение размерности
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

13.5. Главные компоненты в задачах классификации

Общие идеи использования главных компонент в задачах классификации. Дуализм в постановке задачи. Очевидно, возможность геометрической интерпретации и возможность наглядного представления исследуемых наблюдений существенно облегчает решение задач по их классификации и, в частности, проведение таких этапов, как предварительный анализ классифицируемых наблюдений, выбор метрики, выбор начальных приближений для неизвестного числа классов k, для системы эталонных множеств Е, наконец, для самого искомого разбиения

Так, например, одного взгляда на рис. 13.3, на котором изображены проекции тридцати одного восемнадцатимерного наблюдения на плоскость первых двух главных компонент (построенных по исходным 18 признакам ), достаточно, чтобы обнаружить четкое распадение исследуемой совокупности наблюдений на три класса

Уловить же это распадение непосредственно в исходном восемнадцатимерном пространстве , очевидно, невозможно.

Источником оптимизма в отношении результатов использования такого проецирования исследуемых многомерных наблюдений на плоскость являются, как легко сообразить, геометрические экстремальные свойства главных компонент, в частности вышеупомянутые свойства 1—3, в соответствии с которыми проецирование исходной совокупности наблюдений в пространство меньшей размерности, «натянутое» на первых главных компонент наименее искажает ее геометрическую конфигурацию. Однако, говоря о «наименьшем искажении геометрической конфигурации» совокупности исходных данных как об одном из свойств метода главных компонент, следует предостеречь читателя от «абсолютизации» в восприятии этого тезиса.

В действительности далеко не всякие геометрические свойства исходной совокупности наилучшим образом сохраняются при проецировании в плоскость первых двух главных компонент.

Рис. 13.3. Расположение проекций 18-мерных наблюдений на плоскость первых двух главных компонент

Так, если при проецировании исходных данных на плоскость стараются максимально сохранить разделимость существующих в исходном многомерном пространстве «сгустков», скоплений точек, то базисные оси такой плоскости будут, вообще говоря, отличаться от первых двух главных компонент. Так же, как и от осей, дающих решение аналогичной задачи при требовании (к результату проецирования) наиболее точно «выловить» резко выделяющиеся на фоне основной группы наблюдения, и т. д. Решению подобных задач, т. е. поиску плоскостей, проецирование исходных данных на которые максимально сохраняет те или иные, но наперед заданные, их геометрические свойства, посвящен раздел IV, а соответствующие методы называются методами целенаправленного проецирования.

Перед тем как перейти к некоторым конкретным примерам применения главных компонент в задачах классификации, обратим внимание читателя на возможную двойственность (дуализм) в интерпретации многомерного наблюдения вообще, и в постановке задачи при эксплуатации метода главных компонент в частности.

Действительно, если в матрице наблюдений

рассматривать в качестве наблюдения столбцы то классифицируемыми объектами (в количестве штук) будут объекты, на каждом из которых было замерено по признаков так или иначе характеризующих его состояние. Если же в качестве «наблюдения» рассматривать строки этой матрицы, то классифицируемыми объектами будут уже сами признаки (в количестве штук), рассматриваемые соответственно в -мерном пространстве .

Очевидно, задачи классификации в одном и в другом пространстве преследуют совершенно разные цели. Относительно целей классификации в пространстве выше уже говорили. Что же касается классификации в пространстве (классификации самих признаков), то наличие небольшого (сравнительно с ) числа однородных групп признаков позволяет сделать вывод о близости (кор-релированности, взаимном дублировании) признаков, входящих в одну группу, и в конечном счете существенно снизить размерность исходного факторного пространства , оставив, например, для дальнейшего рассмотрения лишь по одному представителю от каждой такой группы.

Замечание о необходимости нормировки в пространстве . Классифицируя признаки, необходимо помнить, что два признака естественно считать близкими не только в случае сравнительной малости расстояния (евклидова типа) между ними, но и в случае их достаточно тесной взаимной зависимости, например , где с - некоторый скалярный множитель.

Для того чтобы это оказалось учтенным при проектировании «наблюдений» в пространство меньшей размерности с помощью метода главных компонент, необходимо предварительно (до применения метода) соответствую щим образом пронормировать исходные данные в пространстве , например, переходя к «наблюдениям»

гдед — среднее арифметическое признака, подсчитанное по исходным наблюдениям.

И наконец, в целях большего удобства технического представления результатов исследования (графиков, таблиц и т. п.) помимо необходимой нормировки иногда еще дополнительно центрируют рассматриваемые наблюдения

т. е. переходят в конечном счете к наблюдениям где X — среднее арифметическое (центр тяжести) наблюдений

В дальнейшем, как правило, будем предполагать вспомогательные операции нормировки и центрирования в пространстве П" (X выполненными, но в целях упрощения обозначений будем опускать две верхние волнистые черточки при записи соответствующих пронормированных и процентрированных наблюдений.

Применение главных компонент при анализе структуры семейного потребления . В процессе исследований решалась следующая частная задача. Объект исследований — семья. Набор измеряемых на каждом «объекте» признаков — удельные характеристики потребления (в расчете на одного члена семьи за период времени) по различным статьям расходов (табл. 13.1), всего в количестве 31 штуки На первом этапе исследований была отобрана так называемая «контрольная» выборка семей небольшого объема

Результаты проецирования наблюдения на плоскость первых двух главных компонент представлены на рис. 13.4. Если разбить исследуемые признаки на пять условных классов так, как это сделано на рисунке, то это даст пищу для достаточно естественного содержательного анализа взаимосвязей, существующих между исследуемыми при знаками (лишь «расходы на кондитерские изделия» дали вряд ли поддающиеся содержательной интерпретации результаты проецирования: они оказались почему-то в классе, объединяющем в себе расходы на услуги и на наиболее необходимые промышленные товары).

Таблица 13.1

(см. скан)

Применение главных компонент при анализе производительности труда рабочих. Различные показатели производительности труда характеризуют, как известно, отношение реально произведенной продукции к затратам труда на ее производство.

Задача изучения зависимости показателей производительности труда от набора регулируемых (и нерегулируемых) признаков , характеризующих технический и организационный уровень производства, личные качества рабочих, социально-демографические условия их жизни, постоянно (и правомерно) привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Среди различных возможных подходов к решению этой задачи выделим следующие две схемы исследования.

Рис. 13.4. Исследование взаимосвязей между признаками, характеризующими структуру и объем семейного потребления

Схема 1. Состоит из двух этапов:

1) разбиение исследуемой совокупности рабочих на однородные группы в пространстве объединенных признаков (X, Y), например, с помощью главных компонент, построенных по набору признаков

2) статистическое исследование зависимостей типа , произведенное отдельно внутри каждой группы, выявленной на первом этапе ( — номер группы, внутри которой анализируется искомая зависимость).

Схема 2. Состоит из трех этапов:

1) разбиение исследуемой совокупности рабочих на однородные группы в пространстве признаков-аргументов , например, с помощью главных компонент, построенных по набору признаков

2) расщепление вектора признаков-аргументов на два подвектора: подвектор признаков (как правило, труднорегулируемых), описывающих технический и организационный уровень производства ), и подвектор признаков (регулируемых), описывающих социально-демографические условия труда. Затем разбиение исследуемой совокупности рабочих на однородные группы , в подпространстве «нерегулируемых» признаков, а также на однородные группы в подпространстве «регулируемых» признаков;

3) статистическое исследование зависимостей типа

и

произведенное отдельно внутри каждой однородной группы подпространства (при аргументах ) и подпространства (при аргументах ). Здесь

означает векторную функцию от () переменных описывающую зависимость У от при условии, что значения «нерегулируемых» аргументов принадлежат области Аналогично определяется векторная функция

В [9] приводятся результаты статистического анализа исходных данных по 100 работницам-ткачихам льнокомбината «Красная текстильщица» г. Нерехта Костромской области, составляющим более 80 % всей численности ткачих комбината. Эти результаты можно рассматривать как фрагменты осуществления этапов 1 и 2 и в вышеописанных схемах исследования.

Интересный пример применения главных компонент, в прямой и двойственной постановках задачи, связанный со статистической обработкой экспертных оценок применительно к задаче классификации картин абстрактной живописи, читатель найдет в [181].

1
Оглавление
email@scask.ru