Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.5. Применение М-последовательности на сверхдлинных океанических трассахИспользование тестовых сигналов на основе М-последовательности на стационарных трассах иллюстрирует возможности разделения каналов и их идентификации с теоретическими моделями в многоканальных системах. В настоящем разделе мы рассмотрим примеры применения М-последовательностей для идентификации каналов распространения в лучевом приближении и оценки их параметров, а также измерения быстрых и медленных вариаций времени распространения. В 1998 и 1999 годах в рамках проекта АТОК на стационарной акустической трассе в северной части Тихого океана проводился совместный российско-американский эксперимент по сверхдальнему распространению низкочастотного звука. Сигналы, излучаемые стационарным источником, находящимся на глубине 800 м около Гавайских островов, регистрировались на многоэлементные приемные системы США и России, стационарно установленные в акватории Тихого океана. Целью экспериментов было определение вариаций как интегрального времени распространения сигнала, так и по отдельным группам лучевых каналов на стационарных трассах, вызванных глобальными (многолетними) и сезонными изменениями климата. В результате выполнения проекта АТОК в целом должен быть получен ответ, есть или нет глобальное потепление климата. В том эксперименте, о котором идет речь, нащупывалась методика измерения, определялась та точность, которая может быть достигнута в результате длительных наблюдений на протяженной акустической трассе, уточнялись и технические параметры, достижимые или необходимые в ходе такого эксперимента. Здесь приведены результаты измерений быстрых (с периодами до суток) и медленных (с периодами до года) вариаций времени распространения на трассе Гавайи -Камчатка. Актуальность таких задач подтверждается большим интересом к ним известных научных организаций мира. Примером могут служить работы [41, 42], посвященные измерениям флуктуаций времени распространения менее помехоустойчивыми методами. Длина акустической трассы составляла примерно 5000 км. Излученный сигнал представлял собой серию из 44 одинаковых посылок (импульсов) на несущей частоте 75 Гц. Фаза каждой тональной посылки модулирована М-последовательностью (восьмеричный код 3471) длиной 1023 единицы. Длительность одной единицы равна двум периодам несущей частоты. Для уменьшения корреляционного шума при смене знака модулирующей последовательности фаза менялась на ±88,2092°. Ширина полосы излученного сигнала (по уровню 3 дБ) составляет 37,5 Гц. Длительность одного импульса равна 27,28 с, а длительность всей серии - примерно 20 минут. Такие серии импульсов излучались 6 раз в сутки (через каждые 4 часа). Большая длина акустической трассы (около 5 тысяч км) приводит к значительному ослаблению сигнала, что могло бы быть скомпенсировано усилением излучаемого сигнала. Но увеличение мощности источника ограничивается как субъективными причинами, так и объективными. Главная объективная причина состоит в том, что повышение мощности может приводить к возникновению кавитации (образованию пузырьков) на поверхности излучателя, которая успешно поглощает энергию сигнала. Но более существенным ограничением оказалась субъективная причина. Экологические организации всячески ограничивают применение мощных гидроакустических источников, предполагая, чисто умозрительно, наличие отрицательного воздействия на биосферу океана. Вследствие этих причин уровень с принимаемого сигнала был таков, что соотношение сигнал/шум в полосе сигнала не превышало -10 дБ. Первая задача эксперимента состояла в том, чтобы оценить получающееся отношение сигнала к шуму. Оценивание отношения сигнал/шум в смеси сигнала и шума, занимающих одну и ту же полосу частот, при уровне сигнала меньшем, чем помеха, задача не простая. Рассмотрим исследуемый сигнал в виде суммы двух сигналов (полезного и помехи): Рассмотрим случай некоррелированных сигналов и помех. Корреляционная функция в этом случае: Принимаемый сигнал в эксперименте на трассе Гавайи - Камчатка состоял из смеси шума и сигнала, представлявшего собой несущую, модулированную периодически повторяющейся автокорреляции шума незначителен и падает с удалением пика от нулевой задержки. Экстраполируя значения максимумов на нулевую задержку амплитуды максимумов, несложно получить дисперсию сигнала. А при условии некоррелированности сигнала и шума остаток пика определяет дисперсию шума. На рис. 5.8 приведены значения корреляционной функции в пиках, уровень между пиками был на 10-20 дБ ниже. Увеличение разброса значений пиков корреляции при больших задержках связано с уменьшением усреднения, поскольку длительность серии посылок была ограничена. Как видно из рисунка, дисперсия сигнала на 10 дБ меньше суммарной дисперсии, т. е. дисперсия сигнала составляет примерно 1/10 часть от суммарной дисперсии, а дисперсия шума - 9/10. Отношение сигнал/шум составит 1/9, или -9,5 дБ. Для повышения отношения сигнал/шум проводились полосовая фильтрация и когерентное суммирование 44 последовательных отрезков принятого сигнала, равных длине одной М-последо-вательности и регистрируемых в течение одного сеанса. Полагая, что принятый сигнал после фильтрации содержит только белый шум в полосе сигнала, когерентное суммирование К независимых отрезков сигналов длиной равных М-последовательности приводит к увеличению амплитуды полезного сигнала в К раз, в то время как амплитуда шума растет как квадратный корень из К. Таким образом выигрыш (увеличение) отношения сигнал/шум составляет
Рис. 5.8. Значения автокорреляционной функции непрерывной серии М-последова-тельностей, взятые в пиках, соответствующих периоду повторения М-последовательности. не важно при больших помехах, поскольку корреляционный шум может быть ниже аддитивного шума после обработки. В этом эксперименте уровень шума после обработки не превышал -16 дБ, а корреляционный шум был ниже -60 дБ. Но при малых помехах корреляционный шум может стать равным или превысить уровень помех, и тогда его величина будет играть существенную роль. Рисунок 5.9 представляет собой зависимость выхода согласованного фильтра от задержки и дня 1998 года. Следует отметить, что в данном эксперименте использовалась система единого времени с синхроимпульсами со спутников навигационной системы GPS, благодаря чему была возможность обеспечить единую систему временных координат для измерений, проведенных в разных сеансах в течение года. Наличие определенных технических сложностей как на излучающей стороне, так и на приемной, не позволило провести весь запланированный цикл измерений. Поэтому результат обработки содержит существенные пустые промежутки. И все же на рис. 5.9 видны сезонные флуктуации времен прихода сигнала, как целиком, так и по отдельным каналам.
Рис. 5.9. Зависимость выхода согласованного фильтра от флуктуаций времени запаздывания сигнала и дня измерений в 1998 году. Несмотря на отсутствие измерений в течение больших периодов времени, легко определить, что сезонные изменения времени распространения на данной трассе достигают 1 секунды. Это существенно больше оценок годичных вариаций (50 мс) вследствие изменения климата. В этом заключается сложность проблемы, решаемой в рамках АТОК. Для идентификации хорошо различимых на рис. 5.9 треков с группами лучей был проведен расчет времен приходов лучей на исследуемой трассе в разные периоды года. Измерения структуры поля скоростей звука на трассе не проводились, да и вряд ли технически могли быть осуществлены. Для расчета использовалось модельное распределение скоростичзвука на трассе, полученное с помощью метода эмпирических ортогональных функций (ЭОФ) [43]. Базис ЭОФ для каждого сезона был построен на основе базы гидрологических данных (атлас Левитуса). По имеющейся пространственной зависимости коэффициентов разложения вертикальных профилей скорости звука были получены интерполированные сглаженные зависимости этих коэффициентов. Интерполированные значения использовались для восстановления профиля скорости звука в любой точке трассы. Использование полученных полей скорости звука при лучевом расчете давало значительную ошибку абсолютных времен распространения лучей, но ошибка определения относительных времен распространения по разным лучам была невелика. Это позволило путем варьирования абсолютного времени распространения совместить локализованные на рис. 5.9 группы лучей с расчетными лучами и таким образом идентифицировать их, т. е. с группами лучей, имеющих строго определенное число точек заворота. Несмотря на то что приведенный пример показывает неплохие возможности по измерению вариаций времени распространения, решение задач АТОК осложняются наличием естественных факторов, ограничивающих точность временных измерений, таких, как приливы, внутренние волны и течения. Причем величина флуктуаций времени распространения по этим причинам может быть одного порядка с сезонными и многолетними изменениями времени распространения сигнала. Поэтому исследование флуктуаций времени распространения, разработка модели их воздействия на время распространения имеет большое значение для проблемы АТОК. Исследование флуктуаций времени распространения и их идентификация с физическими явлениями в океане является и самостоятельной задачей изучения волновых процессов в океане, и необходимым условием повышения устойчивости решений томографических задач и проблем АТОК. Применение сигналов на основе М-последовательности позволяет одновременно с измерением медленных вариаций измерить и быстрые. Рассмотрим различные алгоритмы измерения флуктуаций времени распространения при прохождении сигнала через линейную систему. Одним из наиболее ранних и простых методов исследования флуктуаций был метод с использованием тонального сигнала, подаваемого на вход системы. Из уравнения (5.2.4) видно что измерения разности фаз между входным и выходным сигналами одноканальной линейной системы при использовании гармонического сигнала дают возможность измерять фазу частотной характеристики системы Рассмотрим пример оценивания быстрых флуктуаций на трассе Гавайи - Камчатка [45]. Пусть на вход системы подается псевдослучайный периодический сигнал с корреляционной функцией в виде короткого радиоимпульса. Мы уже знаем, что таким сигналом может быть несущая, модулированная по фазе М-последовательностью. Корреляционная функция этого сигнала, вычисленная на интервале, равном длине последовательности,
представляет собой радиоимпульс с огибающей в виде треугольника с основаниея равным удвоенной длине единицы М-последовательности с заполнением синусоидой На выходе системы сигнал есть сумма сигналов, прошедших по разным каналам. Здеь тот случай, когда разница времен распространения сигнала по разным Сигнал с выхода исследуемой системы разобьем на интервалы, равные по Для сигнала каждого такого
где Представим Запишем функцию
где На рис. 5.10 приведены огибающая
Рис. 5.10. Огибающая В отсутствие влияния на время распространения быстрых волновых процессов для идеального модельного волновода, который прогревался в соответствии с сезонными вариациями температуры, летом и зимой фаза Очевидно, что флуктуации времени распространения должны иметь хорошую корреляцию с определенными физическими процессами в океане. Изучение и идентификация флуктуаций времени распространения позволяют установить их эмпирическую зависимость от физических процессов на трассе и тем самым разработать их теоретическую модель и учесть влияние на время распространения. На рис. 5.11 приведены скорость изменения уровня океана и фаза функции Величина фазовых набегов на несущей частоте на длине М-последовательности достигает 0,02 радиана, что составляет Очевидно, что однозначно определить функциональную зависимость между характеристиками изменения времени распространения и скоростью изменения уровня океана по данным таких измерений затруднительно, однако приведенные на рис. 5.11 кривые указывают на наличие корреляционной связи между ними. Результаты исследования этой связи на других трассах, приведенные в литературе, говорят о наличии такой зависимости.
Рис. 5.11. Скорость изменения уровня океана и фаза функции Приведенные в этой части примеры иллюстрируют возможности сигнала в виде несущей с модуляцией М-последовательностью идентифицировать отдельные каналы распространения, измерять большие (до 10 секунд) и малые (0,02 радиана от периода несущей или 0,0001 с) флуктуации времени распространения. Из приведенных примеров становится понятна оптимальность использования М-последовательности в качестве тестового сигнала. Конечно, применяя тональный тестовый сигнал можно было бы измерить быстрые флуктуации времени распространения, однако при этом невозможно было бы измерить их сезонные вариации, выделить и идентифицировать отдельные группы лучей.
|
1 |
Оглавление
|