Главная > Расположения на плоскости, на сфере и в пространстве
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Дискретная система точек называется правильной, если каждые две точки системы можно перевести движением одну в другую так, что это движение переводит всю систему точек саму в себя, или, короче говоря, если ни одна точка не отличается от другой своим положением в системе. Подобная система точек связана с другими правильными фигурами, например с многоугольниками, многогранниками, разбиениями пространства. Правильное расположение точек или фигур постоянно занимало фантазию человека и вызывало особенный интерес математиков. Из многочисленных имен, которые здесь могут быть названы, мы упомянем только Платона, Архимеда, Кеплера, Браве и Шлефли.

В трехмерном пространстве удалось с помощью теоретико-групповых рассуждений дать полное обозрение возможных правильных систем точек и тем самым получить естественное объяснение встречающихся в природе форм кристаллов. Это было сделано в знаменитых исследованиях Федорова (1885), Шёнфлиса (1891) и Барлоу (1894), перечисливших 230 классов кристаллов.

Позднее внимание приковали определенные экстремальные задачи, связанные с правильными системами точек, которые могли помочь объяснить различные физические и химические свойства кристаллов. Одна из подобных задач состоит в определении плотнейшей правильной упаковки шаров. Представим себе молекулы некоторого вещества как равные шары, которые могут касаться друг друга, но не пересекаться. Ищется то правильное расположение молекул, при котором в определенном объеме содержится наибольшее возможное число молекул.

Могучий толчок для исследования подобных экстремальных задач дал Минковский.

Он указал связь определенных теоретико-числовых вопросов с задачами расположения, относящимися крешеткам фигур, и этим самым положил начало новой области математики, интенсивно развивающейся по сегодняшний день — геометрической теории чисел.

В физической химии и в геометрической теории чисел встречаются главным образом экстремальные задачи, в которых допустимые расположения с самого начала подчинены определенным условиям регулярности. Напротив того, настоящая книга посвящена задачам, в которых рассматриваются также и произвольные неправильные расположения. Правильность экстремальной фигуры здесь часто является следствием наложенных экстремальных условий.

Для примера упомянем здесь о двух типичных задачах.

1. Как попожить на «большой» стол больше всего монет? Ответ здесь заключается в том, что каждая монета должна касаться шести других монет Таким образом, самое выгодное расположение является решетчатым.

2. Как надо расположить на сфере двенадцать точек для того, чтобы объем выпуклой оболочки этих точек был бы наибольшим? Эта задача приводит к правичыюму икосаэдру.

Первая задача, т. е. задача о плотнейшем заполнении плоскости кругами, была решена крупным норвежским математиком, специалистом по теории чисел А. Туе в одной его юношессой работе (1892). Затем наступил большой перерыв в работах этого направления, так что большинство результатов, которые здесь имеются, представляют собой плоды последних 10—12 лет. Учебного пособия по этому кругу вопросов до сих пор не существова о.

Для понимания поднятых здесь задач не нужны никакие предварительные знания. Исходными пунктами являются несколько весьма естественных и наглядных вопросов, которые, однако, в силу связанных с ними типичных трудностей часто сами являются серьезными проблемами. В большинстве случаев также и решения этих задач не требуют «повышенных» знаний, так что почти вся книга может считаться общедоступной. Однако этот сравнительно элементарный круг вопросов в изобилии содержит нерешенные задачи.

Одна из главных целей нашей книги состоит в том, чтобы направить внимание на эти вещи и тем самым склонить других к работе в этой привлекательной области геометрии.

Особенной благодарностью я обязан профессорам Г. Хадвигеру, Г. Хайошу и Б. Л. ван дер Вардену, которые прочитали рукопись и сделали ряд ценных замечаний. Большинством расчетов и другими замечаниями я обязан моему сотруднику И. Молнару. За помощь при чтении корректур я благодарен М. Кнезеру.

Весцпрем, март 1953

Л. Фейеш Тот

1
Оглавление
email@scask.ru