Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРАДискретная система точек называется правильной, если каждые две точки системы можно перевести движением одну в другую так, что это движение переводит всю систему точек саму в себя, или, короче говоря, если ни одна точка не отличается от другой своим положением в системе. Подобная система точек связана с другими правильными фигурами, например с многоугольниками, многогранниками, разбиениями пространства. Правильное расположение точек или фигур постоянно занимало фантазию человека и вызывало особенный интерес математиков. Из многочисленных имен, которые здесь могут быть названы, мы упомянем только Платона, Архимеда, Кеплера, Браве и Шлефли. В трехмерном пространстве удалось с помощью теоретико-групповых рассуждений дать полное обозрение возможных правильных систем точек и тем самым получить естественное объяснение встречающихся в природе форм кристаллов. Это было сделано в знаменитых исследованиях Федорова (1885), Шёнфлиса (1891) и Барлоу (1894), перечисливших 230 классов кристаллов. Позднее внимание приковали определенные экстремальные задачи, связанные с правильными системами точек, которые могли помочь объяснить различные физические и химические свойства кристаллов. Одна из подобных задач состоит в определении плотнейшей правильной упаковки шаров. Представим себе молекулы некоторого вещества как равные шары, которые могут касаться друг друга, но не пересекаться. Ищется то правильное расположение молекул, при котором в определенном объеме содержится наибольшее возможное число молекул. Могучий толчок для исследования подобных экстремальных задач дал Минковский. Он указал связь определенных теоретико-числовых вопросов с задачами расположения, относящимися крешеткам фигур, и этим самым положил начало новой области математики, интенсивно развивающейся по сегодняшний день — геометрической теории чисел. В физической химии и в геометрической теории чисел встречаются главным образом экстремальные задачи, в которых допустимые расположения с самого начала подчинены определенным условиям регулярности. Напротив того, настоящая книга посвящена задачам, в которых рассматриваются также и произвольные неправильные расположения. Правильность экстремальной фигуры здесь часто является следствием наложенных экстремальных условий. Для примера упомянем здесь о двух типичных задачах. 1. Как попожить на «большой» стол больше всего монет? Ответ здесь заключается в том, что каждая монета должна касаться шести других монет Таким образом, самое выгодное расположение является решетчатым. 2. Как надо расположить на сфере двенадцать точек для того, чтобы объем выпуклой оболочки этих точек был бы наибольшим? Эта задача приводит к правичыюму икосаэдру. Первая задача, т. е. задача о плотнейшем заполнении плоскости кругами, была решена крупным норвежским математиком, специалистом по теории чисел А. Туе в одной его юношессой работе (1892). Затем наступил большой перерыв в работах этого направления, так что большинство результатов, которые здесь имеются, представляют собой плоды последних 10—12 лет. Учебного пособия по этому кругу вопросов до сих пор не существова о. Для понимания поднятых здесь задач не нужны никакие предварительные знания. Исходными пунктами являются несколько весьма естественных и наглядных вопросов, которые, однако, в силу связанных с ними типичных трудностей часто сами являются серьезными проблемами. В большинстве случаев также и решения этих задач не требуют «повышенных» знаний, так что почти вся книга может считаться общедоступной. Однако этот сравнительно элементарный круг вопросов в изобилии содержит нерешенные задачи. Одна из главных целей нашей книги состоит в том, чтобы направить внимание на эти вещи и тем самым склонить других к работе в этой привлекательной области геометрии. Особенной благодарностью я обязан профессорам Г. Хадвигеру, Г. Хайошу и Б. Л. ван дер Вардену, которые прочитали рукопись и сделали ряд ценных замечаний. Большинством расчетов и другими замечаниями я обязан моему сотруднику И. Молнару. За помощь при чтении корректур я благодарен М. Кнезеру. Весцпрем, март 1953 Л. Фейеш Тот
|
1 |
Оглавление
|