Главная > Решение задач по физике. Общие методы (Б. С. Беликов)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Этот метод используют или на этапе анализа решения задачи, или (чаще всего) на этапе постановки задачи при решении непоставленных задач.

Выше непоставленная задача была определена или как задача неидеализированная, или как задача с неполной (незамкнутой) * системой физических величин и условий, или как то и другое, вместе взятое. Следовательно, непоставленная задача отличается от поставленной, во-первых, тем, что она не идеализирована, и, во-вторых, тем, что решение ее неоднозначно и такая задача распадается на ряд поставленных задач.

В типичной непоставленной задаче иногда нет конкретных даниых, не всегда известно, что необходимо искать, нет дополнительных условий и т. д. Поэтому первым этапом (наиболее важным и наиболее трудным) в решении непоставленной задачи является постановка самой задачи.

При проведении анализа физического явления (с этого и начинается метод постановки задачи) необходимо выяснить, какие можно ввести упрощекия, чем можно пренебречь, какие можно ввести дополнительные условия и т. д. Ранее этот процесс был назван процессом идеализации. После разумной идеализации задачи необходимо выяснить, какие данные могут быть известны, что можно взять из справочников, таблиц и т. д. Некоторые данные впоследствии могут оказаться лишиими, а некоторых может недоставать. Это выяснится только после решения задачи в общем виде. По-видимому, не существует метода (алгоритма) проведения процесса идеализации задачи – это творческий процесс.

После проведения процесса идеализации задача ставится (формулируется): при таких-то условиях дано конкретно что-то, требуется найти нечто. На этом первый этап и решения, и постановки непоставленной задачи заканчиваетсяя. Задача поставлена. Далее идет уже известный этап – решение поставленной задачи. Необходимо вторично провести анализ физического явления (теперь это делается уже значительно быстрее), составить замкнутую систему уравнений и решить ее в общем виде. Прежде чем приступить к числовообразом, идеализированная зядача, система данимх величии которо мзляется пепоставленной задамей.
му расчету, надо убедиться в том, что все данные для этого имеются. Если их нет, то недостающие данные необходимо дополнительно добавить к первоначально заданным или взять из таблиц, справочников и т. д. Только после введения этих дополнительных данных, обеспечивающих однозначное решение поставленной задачи, можно считать, что задача поставлена. Затем идет арифметический расчет, на котором и заканчивается решение одной задачи д а нно й п р об лем ы.
Далее, снимая одно или несколько дополнительных условий (будем, например, учитывать трение, предположим, что данное тело не материальная точка и т. д.), можно сформулировать другие задачи и так же, как указано выше, решить их. Таким образом, с одной непоставленной задачей может быть связана большая группа (кблокэ) разнообразных и различной степени трудности физических задач.
Пример 8.1 На клине (нак.онной плоскости) расположено тело. Исследовать дөижение клина и тела (рис. 8.1).
Р еше и и е. Задача не поставлена. Неясно, какие физические величины даны, что необходимо искать, нет дополи:тельных условий (где находятся данные тела, каковы их свойства и т. д.).
На первом 9тапе анализа возможного физического явления попробуем сначала поставить задачу. В физическую систему целесообразно включить оба те-
ла. Все остальные тела будем считать внешними.
Проведем идеализацию задачи. Для этого введем ряд дополнительных условий и ограничений, при которых будет справедливо решение будущей (когда она будет поставлена) задачи. Предположим, что:
1) данная физическая система находится на Земле;
2) трение между клином и Землей столь велико, что клин остается неподвижным относительно Земли;
3) клин и тело – абсолютно твердые тела, т. е. деформации их столь малы, что ими можно пренебречь. Однако возникающие при этом упругие силы мы учитывать будем; из этого условия, в частности, следует, что грани клина можно считать плоскими;
4) высота клина столь мала, что на всем ее протяжении можно было принять $g=9,8 \mathrm{~m} / \mathrm{c}^{2}=$ const;
5) тело – материальная точка;
6) трение между телом и клином мало и им можно пренебречь;
7) горизонтальная грань клина столь мала, что можно не учитывать шаровую форму Земли (т. е. считать направление вектора ускорения свободного падения Земли $g$ постоянным).

Теперь, введя эти условия и ограничения, можно поставить (фформулировать) первую задачу:
материальная точка массой $m=1 \mathrm{Kr}$ деижется по абсолютно теердой наклонной плоскости с высоть $h=10$ м. Начальная скорость тела $v_{0}=0$. Угол при основании наклонной плоскости $\alpha=30^{\circ}$. Onределить өремя деижения тела до оскования наклонной плоскости (или ускорение а, или скорость $v$, или какой-либо другой параметр деиземия), если трение между телом и наклонной плоскостью отсутствует. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Задача поставлена и, как показывает ее решение (оно несложно), поставлена корректно. Анализ этого решения показывает, что искомое время $t$ зависит от высоты наклонной плоскости $h$ и угла $\alpha$ следующим образом:
\[
t=\frac{1}{g \sin \alpha} \sqrt{2 g h}
\]

Подстановка числовых значений приводит к результату $t \approx 3 \mathrm{c}$.

Одна поставленная задача решена. Снимая постепенно ограничения и дополнительные условия, сформулированные выше, можно поставить более сложные задачи. Например, снимая условие п. 6 , получаем задачу о двнжении материальной точки с учетом силы трения. Решение этой второй задачи полезно сравнить с первым решением (8.1). Если снять условие п. 5, то будем иметь задачу о движении нематериальной точки (твердого тела) по наклонной плоскости. При этом снова необходимо ввести предположение о форме тела (шар, цилиндр и т. д.). Решение третьей задачи можно сравнить с первыми двумя, исследовать возникающие здесь вопросы (почему в одном случае время $t$ больше, меньше и т. д., и т. п.). Таким образом, из одной непоставленной задачи можно получить множество (єблок») самых разнообразных задач.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru