Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
В основе метода расчета физических полей лежит фундаментальный физический принцип — принцип суперпозиции. В том случае, если поле создано системой материальных точек, сначала определяют поле (т. е. соответствующий вектор $\mathbf{E}_{l}$ ) для каждого тела отдельно. Затем по принципу суперпозиции находят результирующее поле (вектор Е) как геометрическую сумму векторов напряженности: Поле тяготения одной материальной точки рассчитано в предыдущем параграфе. Описание движения даже одного тела в поле тяготения материальной точки представляет некоторые математические трудности. Заметим, что физически решить такие задачи, т. е. составить замкнутую систему уравнений, применяя или динамический, или метод законов сохранения, относительно легко. Трудности для студентов первого курса возникают на математическом этапе, когда необходимо решать полученную систему (обчно дифференциальных) уравнений. Сначала полезно решить несколько элементарных задач на оценку: рассчитать напряженность и потенциал поля тяготения на поверхности Луны, Солнца, Марса (указав, что $g=G M / R^{2} \approx 9,8 \mathrm{~m} / \mathrm{c}^{2}$ — это напряженность поля тяготения на поверхности Земли), определить (оценить) первую и вторую космические скорости для Земли, Луны, Марса и т. д. то $h_{1} \approx R\left(\frac{1}{\sqrt{0,99}}-1\right)$ и $v_{01}=\sqrt{2 g h_{1}}$, т. е. $h_{1} \approx 32$ км и $v_{01} \approx 800 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$. Таким образом, если $v_{0} \ll v_{0 f}$, то ускорение ракеты приблизительно постоянно и мы получаем тривиальную школьную задачу о равнозамедленном движении материальной точки вертикально вверх с постоянным ускорением $\mathrm{g}_{0}$. Закон движения в этом случае записываем в виде и далее определяем любой параметр движения. Р еш е н и е. В физическую систему включим два тела: ракету и Землю. Ракету можно принять за материальную точку. Поле тяготения Земли (фферическое тело) известно. Происходит движение материальной точки (ракеты) в известном (неоднородном) поле тяготения. Необходимо определить закон движения ракеты. Это основная задача динамики материальной точки. Применим второй закон Ныотона. Инерциальную систему отсчета свяжем с Землей (так как масса Земли значительно больше массы ракеты, то Землю принимаем за неподвнжное тело), ось $\delta X$ направим вертикально вверх, начало координат поместим в центр Земли. На ракету действует единственная сила — сила тяготения. Очень важно отметить, что эта сила переменная. Тогда, по второму закону Ньютона, Задача физически решена: получено одно дифференциальное уравнение для неизвестной функции $x(t)$ — координаты ракеты, которая и является искомым законом движения. Однако решение этого уравнения для студентов первого курса является весьма затруднительным. Необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, нужно отметить, что уравнение (17.2) в принщипе решается и в конечном итоге можно получить искомый закон движения ракеты. Во-вторых, уже здесь можно сказать студентам, что иногда в процессе решения физических задач получаются такие уравнения, точного решения для которых не существует вообще. Тогда необходимо обратиться к ЭВМ для получения числовых и приближенных решений. Попробуем упростить постановку задачи, используя не динамический метод, а метод законов сохранения. Применим закон сохранения энергии к выбранной системе Земля ракета: где $v$ — скорость ракеты в точке с координатой $x$. Если начальная скорость $v_{6}$, например, равна первой космической скорости $v_{1}=\sqrt{\overline{G M I R}}$, то максимальная коор- График этой зависимости представлен на рис. 17.1. Теперь мы можем сформулировать вторую, более простую задачу. Заметим, что в рассмотренных задачах необходимо более детально оценить верхний предел начальной скорости: при скоростях, близких к $v_{2}$, высота подъема ракеты становится настолько большой, что влиянием Луны, Солнца и других тел на движение ракеты уже пренебрегать нельзя. Полезно предложить сделать соответствующие оценки наиболее успевающим студентам. В заключение этого параграфа рассмотрим еще одну задачу. где $t$ — время падения, $T=27,3$ сут — период обращения Луны вокруг Земли. После вычисления находим $t=T /(4 \sqrt{2})$, что составляет примерно 4,85 сут.
|
1 |
Оглавление
|