Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Полезно дать еще одну классификацию поставленных задач. Эта классификация основана на одной очень важной особенности самого процесса решения задачи. Речь идет о Элементарной назовем поставленную задачу, для решения которой необходимо и достаточно воспроизвести и применить лишь один соответствующий физический закон. Стандартную определим как поставленную задачу, для решения которой необходимо и достаточно привлечь лишь систему кобычных» знаний и кстандартныхз методов и приемов. В распространенных сборниках задач по физике, как правило, приводят стандартные задачи. Приведем примеры элементарной, стандартной и нестандартной задач. Таким образом, для решения этой задачи необходимо и достаточно привлечь конкретный закон, причем метод применения этого закона заключается именно в его записи. Следовательно, данная задача — элементарная. Иногда элементарные задачи называют тренировонньми или подстановочными. Задачи подобного рода действительно оправдывают свои многочисленные названия. Они могут быть названы и тренировочшіми (при решении таких задач тренируется память), и подстановочными (после написания соответствующего закона для получения числового ответа в эту формулу достаточно подстаєить данные значения величин и произвести арифметический расчет), и элементарными. Мы оставим за ними последнее название. Учитывая, что элементарные задачи могут быть решены и без общего подхода (хотя некоторые его элементы также используют при решении и таких задач), мы не будем рассматривать их в данной книге. Пример 9.2 На наклокную плоскость, составляющую угол а с горизонтом, поместили два соприкасающихся бруска массами $m_{1}$ и $m_{2}$ (рис. 9.1). Определить силу взаимодействия между брусками в процессе деижения, если коэффициенты трекия между наклонкод плоскостью и ятими брусками соотөстстөенно равны $f_{1}$ и $f_{2}$, причем $f_{1}>f_{2}$. Решая полученную систему, находим ответ в общем виде: Нестандартная — это также поставленная задача, но применение в процессе ее решения только собычных законов и методов не приводит к цели: система уравнений получается незамкнутой. Остается неучтенным какое-то єнечтоз (что и делает задачу нестандартной), некоторая сизюминказ, о которой нужно как-то догадаться. Безусловно, о том, как догадаться, как ее отыскать, никаких общих и универсальных практических советов, по-видимому, здесь дать нельзя. где $T$ — сила натяжения нити. Получена незамкнутая система из четырех уравнений с шестыю неизвестными $\left(a_{1}, a_{2}, T, s_{1}, s_{2}, f\right)$. Исчерпаны и конкретные законы кинематики, а задача еще физически не решена. Осталось учесть какое-то єнечтоз из условий задачи. Мы знаем, что о6 этом нужно как-то догадаться. Проанализируем дополнительно условия задачи. Почему ускорения $a_{1}$ и $a_{2}$ различны? Условия движения этих тел различны. В чем? На них действуют различные силы (это динамика). А еще в чем? В кинематике. Конкретно в чем? Различны $s_{1}$, и $s_{2}$. Почему? Потому что различны $a_{1}$ и $a_{2}$. Круг замкнулся. Логика ни к чему пока не привела. И вдруг как молния догадка: так ведь $s_{1}=2 s_{2}$ ! Почему? Но это же простоl Догадка на самом деле верная, и это соотношение можно обосновать. Далее решение задачи уже деиствительно очевидно. В заключение этого параграфа остановимся еще на частном случае нестандартных задач, которые мы назовем орисинальньци (или олимпиадными). Оригинальной назовем нестандартную задачу, при решении которой роль єнечтоз, догадки является главной, определяющей по сравнению с обычными знаниями и методами. Значение последних при решении оригинальных задач относительно невелико. Из определений оригинальной и собственно нестандартной задач видно, что грань между ними весьма условна. Иногда в оригинальных задачах неопределенное єнечтоз, кизюминка вырастают до рткрытия спешиальных, нестандартных методов решения задач. Заметим, что оригинальная задача часто допускает и стандартное решение, но оно настолько трудоемко, связано подчас с большими преобразованиями и вы числениями, от выполнения которых целесообразно отка заться и искать другое, оригинальное решение. то из них определим расстояние между катерами в любой момент времени: Остается найти минимум этого выражения. Вот здесь-то нас ожидают нелегкие вычисления, которые, однако, придется проделать до конца. Для упрощения этих вычнслений (нам необходимо найти производную $r^{\prime}$ и, приравняв ее нулю, определить значение $t_{\min }$, после подстановки которого в (9.1) можно получить искомое $r_{\mathrm{min}}$ ) возведем $r$ в квадрат: Найдем производные от обеих частей последнего выражения: Исключим тривиальный случай, когда $r=0$ (9то означает, что катера могут столкнуться). Тогда, приравнивая $r \cdot$ нулю, находим тот момент времени $t_{\text {min }}$, в который расстояние между катерами минимально: Подставив это выражение $t_{\min }$ в (9.1) после очень долгих вычислений (советуем читателям в этом убедиться самостоятельно) получаем окончательно Дадим теперь оригинальное решение. Свяжем инерциальную систему отсчета не с Землей, а с первым катером (1). Почему? Чем эта система лучше системы, связанной с Землей? Может быть, она лучше, может быть, хуже. Мы заранее этого не знаем. Попробуем все же выбрать именно такую систему отсчета. Теперь второй катер относительно этой системы отсчета движется с относительной скоростью и траектория его является прямой линией $B C$ (рис. 9.4). Очевидно, что минимальное расстояние между катерами есть длина перпендикулярд $A C$, опущенного из точки $A$ на прямую $B C$ : где $\varphi$ — угол между направлением $B A$ и вектором v. Осталось найти $\sin \varphi$. Проецируя v (см. (9.2)) на ось $O Y$, получаем По теореме косинусов, Таким образом, Следовательно, окончательно что совпадает с выражением, полученным путем длительны вычислений стандартным методом.
|
1 |
Оглавление
|