1.2. МАКРОЗНАНИЯ И МАКРОИДЕИ
Знания обычно подразделяются на несколько уровней. Довольно трудно выделить специальные знания, которыми наиболее легко пользоваться, потому что они хорошо упорядочены и доведены до полной логической системы. В настоящее время основное внимание уделяется знаниям именно этого уровня. Но, как легко понять, для того чтобы человек овладел специальными знаниями, он прежде всего
должен руководствоваться специальным здравым смыслом. Например, когда госпитализируют больного, в первую очередь оценивают, нужно ли хирургическое или терапевтическое лечение, а подробный диагноз болезни ставят уже потом. Другими словами, здесь прежде всего необходимы макрознания, а конкретные специальные знания пригодятся только врачу, которому эти макрознания известны. Иначе есть риск совершить ошибку, которую уже не исправишь.
Более того, специальный здравый смысл не должен противоречить общечеловеческому здравому смыслу. Резкие упреки в адрес какого-либо выдающегося хирурга (операция была успешна, но больной умер) раздаются из-за отсутствия такого здравого смысла. В это понятие включают знания, основанные, например, на морали, религии, искусстве и культуре в целом.
Итак, знания имеют различные уровни в зависимости от использующих их людей, времени и целей, и обсуждать эти уровни необычайно сложно.
В такой иерархии знаний только специальные знания в узкой области имеют точное содержание, ясны их количественные связи, а логическая система упорядоченна. Такие знания будем называть микрознаниями. С другой стороны, специальный и общий здравый смысл являются синтезом неограниченного числа эмпирических знаний и микрознаний, и среди них достаточно много противоречивых и нелогичных знаний. Следовательно, если представлять их словами, то придется обобщать и извлекать их сущность. Для таких знаний невозможно строго определить содержание, потребовать логической упорядоченности, а также систематизировать их. Эти знания будем называть макрознаниями.
Макрознания не только трудно представить, но и трудно использовать. Дело в том. что абстрагированные предложения (суть макрознания) должен интерпретировать и конкретизировать в зависимости от задачи сам человек (их использующий). Это прикладная проблема, своего рода творчество. Человек обычно свободно управляется с такими многообразными знаниями, и этому можно только удивляться.
Не очень понятно, как человек обращается с макрознаниями. Все дело в том, что мысли человека, если удастся взглянуть на них с точки зрения логики, имеют крайне выраженный качественный характер, они нечетки. Их можно назвать макромыслями. Когда человек пытается найти
решение сложной задачи, его макромысли интуитивно разбиваются на существенные и малозначащие, последние отбрасываются, а рассматриваются только первые. Кроме того, макромысли необходимы при обработке большого объема микроинформации. Однако отделить существенную и отбросить малозначащую информацию трудно, все может измениться в зависимости от поведения и цели человека, т. е. именно цели каждого человека определяют образ его макромыслей. Не имея твердой цели, он ничего не сделает, даже если будет владеть в совершенстве логикой. В этом заключается причина того, что очень трудно заставить компьютеры формировать макромысли при обработке макро-знаний.