Главная > Основные законы механики (И. Е. Иродов)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Существует три способа описания движения точки: векторный, координатный и так называемый естественный. Рассмотрим их последовательно.

Векторный способ. В этом способе положение интересующей нас точки $A$ задают радиусом-вектором r, проведенным из некоторой неподвижной точки $O$ выбранной системы отсчета в точку $A$.
Рис. 1.1 При движении точки $A$ ее радиус-вектор меняется в общем случае как по модулю, так и по направлению, т. е. радиус-вектор $\mathbf{r}$ зависит от времени $t$. Геометрическое место концов радиуса-вектора $\mathbf{r}$ называют траекторией точки $A$.

Введем понятие скорости точки. Пусть за промежуток времени $\Delta t$ точка $A$ переместилась из точки $l$ в точку 2 (рис. 1.1). Из рисунка видно, что вектор перемещения $\Delta \mathbf{r}$ точки $A$ представляет собой приращение радиуса-вектора $\mathbf{r}$ за время $\Delta t: \Delta \mathbf{r}=\mathbf{r}_{2}-\mathbf{r}_{1}$. Отношение $\Delta \mathrm{r} / \Delta t$ называют средним вектором скорости

$\langle\mathbf{v}\rangle$ за время $\Delta t$. Вектор $\langle\mathbf{v}\rangle$ совпадает по направлению с c $\Delta \mathbf{r}$.

Определим вектор скорости $\mathbf{v}$ точки в данный момент времени как предел отношения $\Delta \mathbf{r} / \Delta t$ при $\Delta t \rightarrow 0$, т. е.
\[
\mathbf{v}=\lim _{\Delta t \rightarrow 0} \frac{\Delta \mathbf{r}}{\Delta t}=\frac{\mathrm{d} \mathbf{r}}{\mathrm{d} t} .
\]

Это значит, что вектор скорости $\mathbf{v}$ точки в данный момент времени равен производной от радиуса-вектора r по времени и направлен по касательной к траектории в данной точке в сторону движения точки $A$ (как и вектор $\mathrm{dr}$ ). Модуль вектора v равен*
\[
v==|\mathbf{v}|=|\mathrm{d} \mathbf{r} / \mathrm{d} t| .
\]

Движение точки характеризуется также ускорением. Вектор ускорения а определяет скорость изменения вектора скорости точки со временем:
\[
\mathbf{a}=\mathrm{d} \mathbf{v} / \mathrm{d} t,
\]
т. е. равен производной от вектора скорости по времени. Направление вектора а совпадает с направлением вектора $\mathrm{dv}$ – приращением вектора $\mathbf{v}$ за время $\mathrm{d} t$. Модуль вектора а определяется аналогично модулю вектора v.
Пример. Радиус-вектор точки зависит от времени $t$ по закону
\[
\mathbf{r}=\mathbf{A} t+\mathbf{B} t^{2} / 2,
\]

где А и В– постоянные векторы. Найдем скорость $\mathbf{v}$ и ускорение a точки:
\[
\mathbf{v}=\mathrm{d} \mathbf{r} / \mathrm{d} t=\mathbf{A}+\mathbf{B} t, \quad \mathbf{a}=\mathrm{d} \mathbf{v} / \mathrm{d} t=\mathbf{B}=\text { const } .
\]

Модуль вектора скорости
\[
v=\sqrt{\mathrm{v}^{2}}=\sqrt{A^{2}+2 \mathrm{AB} t+B^{2} t^{2}} .
\]

Таким образом, зная зависимость $\mathbf{r}(t)$, можно найти скорость $\mathbf{v}$ и ускорение а точки в каждый момент времени.

Возникает и обратная задача: можно ли найти $\mathbf{v}(t)$ и $\mathbf{r}(t)$, зная зависимость от времени ускорения $\mathbf{a}(t)$ ?

Оказывается, для получения однозначного решения этой задачи одной зависимости а $(t)$ недостаточно, необходимо еще знать так называемые начальные усло-

вия, а именно скорость $\mathbf{v}_{0}$ и радиус-вектор $\mathbf{r}_{0}$ точки в некоторый начальный момент $t=0$. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим простейший случай, когда в процессе движения ускорение точки $\mathbf{a}=$ const.

Сначала определим скорость точки $\mathbf{v}(t)$. Согласно (1.2), за промежуток времени $\mathrm{d} t$ элементарное приращение скорости $\mathrm{dv}=\mathrm{ad} t$. Проинтегрировав это выражение по времени от $t=0$ до $t$, найдем приращение вектора скорости за это время:
\[
\Delta \mathbf{v}=\int_{0}^{t} \mathbf{a} d t=\mathbf{a} t .
\]

Но величина $\Delta \mathbf{v}$ – это еще не искомая скорость $\mathbf{v}$. Чтобы найти $\mathbf{v}$, необходимо знать скорость $\mathbf{v}_{0}$ в начальный момент времени. Тогда $\mathbf{v}=$ $=\mathbf{v}_{0}+\Delta \mathbf{v}$, или
\[
\mathbf{v}=\mathbf{v}_{0}+\mathbf{a} t .
\]

Аналогично решается вопрос и о радиусе-векторе $\mathbf{r}(t)$ точки. Согласно (1.1), за промежуток времени $\mathrm{d} t$ эле-

Рис. 1.2 ментарное приращение радиуса-вектора $\mathrm{d} \mathbf{r}=\mathbf{v} \mathrm{d} t$. Интегрируя это выражение с учетом найденной зависимости $\mathbf{v}(t)$, определим приращение радиуса-вектора за время от $t=0$ до $t$ :
\[
\Delta \mathbf{r}=\int_{0}^{t} \mathbf{v}(t) \mathrm{d} t=\mathbf{v}_{0} t+\mathbf{a} t^{2} / 2 .
\]

Для нахождения самого радиуса-вектора $\mathbf{r}(t)$ необходимо знать еще положение точки $\mathbf{r}_{0}$ в начальный момент времени. Тогда $\mathbf{r}=\mathbf{r}_{0}+\Delta \mathrm{r}$, или
\[
\mathbf{r}=\mathbf{r}_{0}+\mathrm{v}_{0} t+\mathbf{a} t^{2} / 2 .
\]

Рассмотрим, например, движение камня, брошенного под некоторым углом к горизонту с начальной скоростью $\mathbf{v}_{0}$. Если считать, что камень движется с постоянным ускорением $\mathbf{a}=\mathbf{g}$, то его положение относительно точки бросания ( $\mathrm{r}_{0}=0$ ) определяется радиусом-вектором
\[
\mathbf{r}=\mathbf{v}_{0} t+\mathrm{g} t^{2} / 2
\]
т. е. в данном случае $\mathbf{r}$ представляет собой сумму двух векторов, что показано на рис. 1.2.

Итак, для полного решения задачи о движении точки – определения ее скорости $\mathbf{v}$ и положения $\mathbf{r}$ в зависимости от времени – недостаточно знать зависимость $\mathbf{a}(t)$, но еще необходимо знать и начальные условия, т. е. скорость $\mathbf{v}_{0}$ и положение $\mathbf{r}_{0}$ точки в начальный момент времени.

В заключение напомним, что в СИ единицами длины, скорости и ускорения являются соответственно метр (м), метра секунду (м/с) и метр на секунду в квадрате $\left(\mathrm{m} / \mathrm{c}^{2}\right)$.

Координатный способ.
В этом способе с выбранным телом отсчета жестко связывают определенную систему координат (декартову, косоугольную или криволинейную). Выбор той или иной системы координат определяется рядом соображений: характером или симметрией задачи, постановкой вопроса, а также стремлением упростить само решение. Ограничимся здесь* декартовой системой координат $x, y, z$.

Запишем проекции на оси $x, y, z$ радиуса-вектора $\mathbf{r}(t)$, характеризующего положение интересующей нас точки относительно начала координат $O$ в момент $t$ :
\[
x=x(t) ; \quad y=y(t) ; \quad z=z(t) .
\]

Зная зависимость этих координат от времени – закон движения точки, можно найти положение точки в каждый момент времени, ее скорость и ускорение. Действительно, спроектировав (1.1) и (1.2), например, на ось $x$, получим формулы, определяющие проекции векторов скорости и ускорения на эту ось:
\[
v_{x}=\mathrm{d} x / \mathrm{d} t,
\]

где $\mathrm{d} x$ – проекция вектора перемещения $\mathrm{d} \mathbf{r}$ на ось $x$;
\[
a_{x}=\frac{\mathrm{d} v_{x}}{\mathrm{~d} t}=\frac{\mathrm{d}^{2} x}{\mathrm{~d} t^{2}},
\]

где $\mathrm{d} v_{x}$ – проекция вектора приращения скорости $\mathrm{dv}$ на ось $x$. Аналогичные соотношения получаются для $y$ – и $z$-проекций соответствующих векторов. Из этих формул видно, что проекции векторов скорости и ускорения равны соответственно первой и второй производным координат по времени.

Таким образом, зависимости $x(t), y(t), z(t)$ по существу полностью определяют движение точки. Зная их, можно найти не только положение точки, но и проекции ее скорости и ускорения, а следовательно, модуль и направление векторов $\mathbf{v}$ и а в любой момент времени. Например, модуль вектора скорости
\[
v=\sqrt{v_{x}^{2}+v_{y}^{2}+v_{z}^{2}},
\]

направление же вектора $\mathbf{v}$ задается направляющими косинусами по формулам
\[
\cos \alpha=v_{x} / v ; \quad \cos \beta=v_{y} / v ; \quad \cos \gamma=v_{z} / v,
\]

где $\alpha, \beta, \gamma$-углы между вектором $\mathbf{v}$ и осями $x, y, z$ соответственно. Аналогичными формулами определяются модуль и направление вектора ускорения.
Рис. 1.3
Pис. 1.4
Кроме того, можно решить и ряд других вопросов: найти траекторию точки, зависимость пройденного ею пути от времени, зависимость скорости от положения точки и пр.

Решение обратной задачи – нахождение скорости и закона движения точки по заданному ускорению – проводится, как и в векторном способе, путем интегрирования (в данном случае проекций ускорения по времени), причем задача и здесь имеет однозначное решение, если кроме ускорения заданы еще и начальные условия: проекции скорости и координаты точки в начальный момент

«Естественный» способ.
Этот способ применяют тогда, когда траектория точки известна заранее. Положение точки $A$ определяют дуговой координатой $l-$ расстоянием вдоль траектории от выбранного начала от-
счета $O$ (рис. 1.3). При этом произвольно устанавливают положительное направление отсчета координаты $l$ (например, так, как показано стрелкой на рисунке).

Движение точки определено, если известны ее траектория, начало отсчета $O$, положительное направление отсчета дуговой координаты $l$ и закон движения точки, т. е. зависимость $l(t)$.

Скорость точки. Введем единичный вектор $\tau$, связанный с движущейся точкой $A$ и направленный по касательной к траектории в сторону возрастания дуговой координаты $l$ (рис. 1.3). Очевидно, что $\boldsymbol{\tau}$ – переменный вектор: он зависит от $l$. Вектор скорости $\mathbf{v}$ точки $A$ направлен по касательной к траектории, поэтому его можно представить так:

где $v_{\tau}=\mathrm{d} l / \mathrm{d} t$ – проекция вектора $\mathbf{v}$ на направление вектора $\tau$, причем $v_{\tau}$ – величина алгебраическая. Кроме того,
\[
\left|v_{\tau}\right|=|\mathbf{v}|=v .
\]

Ускорение точки. Продифференцируем (1.5) по времени:
\[
\mathrm{a}=\frac{\mathrm{d} \mathbf{v}}{\mathrm{d} t}=\frac{\mathrm{d} v_{\tau}}{\mathrm{d} t} \tau+v_{\tau} \frac{\mathrm{d} \tau}{\mathrm{d} t}
\]

Затем преобразуем последний член этого выражения:
\[
v_{\tau} \frac{\mathrm{d} \tau}{\mathrm{d} t}=v_{\tau} \frac{\mathrm{d} \tau}{\mathrm{d} \boldsymbol{l}} \frac{\mathrm{d} \boldsymbol{l}}{\mathrm{d} t}=v_{\tau}^{2} \frac{\mathrm{d} \tau}{\mathrm{d} l}=v^{2} \frac{\mathrm{d} \tau}{\mathrm{d} l} .
\]

Определим приращение вектора $\tau$ на участке $\mathrm{d} l$ (рис. 1.4). Можно строго показать, что при стремлении точки 2 к точке 1 отрезок траектории между ними стремится к дуге окружности с центром в некоторой точке $O$. Эту точку называют центром кривизны траектории в данной точке, а радиус $\rho$ соответствующей окружности – радиусом кривизны траектории в той же точке.

Как видно из рис. 1.4, угол $\delta \alpha=|\mathrm{d} l| / \rho=|\mathrm{d} \tau| / 1$, откуда
\[
|\mathrm{d} \tau / \mathrm{d} l|=1 / \rho,
\]

причем при $\mathrm{d} l \rightarrow 0 \mathrm{~d} \tau \perp \tau$. Введя единичный вектор $\mathbf{n}$ нормали к траектории в точке 1 , направленный к центру

кривизны, запишем последнее равенство в векторном виде:
\[
\mathrm{d} \boldsymbol{\tau} / \mathrm{d} l=\mathbf{n} / \rho .
\]

Подставим (1.8) в (1.7) и полученное выражение в (1.6). В результате найдем

Здесь первое слагаемое называют тангенциальным ускорением $\mathbf{a}_{\tau}$, второе нормальным $\mathbf{a}_{n}$ :
\[
\mathbf{a}_{\tau}=\frac{\mathrm{d} v_{\tau}}{\mathrm{d} t} \tau, \quad \mathbf{a}_{n}=\frac{v^{2}}{\rho} \mathbf{n} .
\]

Таким образом, полное ускорение а точки может быть представлено как сумма тангенциального и нормального ускорений.
Рис. 1.5
Модуль полного ускорения точки
\[
a=\sqrt{a_{\tau}^{2}+a_{n}^{2}}=\sqrt{v^{2}+\left(v^{2} / \rho\right)^{2}},
\]

где $\dot{v}$ – производная модуля скорости по времени.
Пример. Точка $A$ движется по дуге окружности радиусом $\rho$ (рис. 1.5). Ее скорость зависит от дуговой координаты $l$ по закону $v=k \sqrt{l}$, где $k$ – постоянная. Найдем угол $\alpha$ между векторами полного ускорения и скорости точки как функцию координаты $l$.

Из рис. 1.5 видно, что угол $\alpha$ можно определить по формуле $\operatorname{tg} \alpha=a_{n} / a_{\tau}$. Найдем $a_{n}$ и $a_{\tau}$. Нормальное ускорение
\[
a_{n}=v^{2} / \rho=k^{2} l / \rho .
\]

В нашем случае $v_{\tau}=v$, поэтому тангенциальное ускорение
\[
\boldsymbol{a}_{\tau}=\frac{\mathrm{d} v}{\mathrm{~d} t}=\frac{\mathrm{d} v}{\mathrm{~d} \boldsymbol{l}} \frac{\mathrm{d} \boldsymbol{l}}{\mathrm{d} t}=\frac{\mathrm{d} v}{\mathrm{~d} \boldsymbol{l}} v .
\]

Учитывая зависимость $v$ от $l$, получим
\[
a_{\tau}=\frac{k}{2 \sqrt{l}} k \sqrt{l}=\frac{k^{2}}{2} .
\]

В результате $\operatorname{tg} \alpha=2 l / \rho$.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru