Главная > КВАНТОВАЯ ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (В. Н. Грибов)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Попытаемся найти функцию распространения релятивистской частицы, которая описывается волновой функцией $f_{+}(x)$. (От индексов пока снова отвлекаемся.)

В нерелятивистской теории мы получили функцию распространения в виде суммы
\[
K\left(x_{2}, x_{1}\right)=\sum_{n} \Psi_{n}\left(x_{2}\right) \Psi_{n}^{*}\left(x_{1}\right),
\]

причем сконструировали ее таким образом, чтобы
\[
\Psi\left(x_{2}\right)=\int K\left(x_{2}, x_{1}\right) \Psi\left(x_{1}\right) d^{3} r_{1} .
\]

В релятивистской теории нужно учесть следующие моменты:
1. в начальный момент нам нужно задать и функцию, и ее производную по времени;
2. волновая функция у нас была определена как положительно-частотное решение уравнения Даламбера, поэтому необходимо, чтобы при действии функции распространения на начальное состояние не появились отрицательные частоты.

Попытаемся угадать вид функции распространения. Напишем по аналогии с (1.84)
\[
K\left(x_{2}, x_{1}\right)=\sum_{n} f_{n}^{+}\left(x_{2}\right) f_{n}^{+*}\left(x_{1}\right)
\]

и изменим формулу (1.85) следующим образом:
\[
f^{+}\left(x_{2}\right)=\int K\left(x_{2}, x_{1}\right) i \frac{\partial}{\partial t_{1}} f^{+}\left(x_{1}\right) d^{3} r_{1} .
\]

Теперь можно проверить, что выражения (1.86) и (1.86) правильно описывают изменение во времени волновой функции релятивистской частицы. Рассмотрим вначале волновую функцию, которая отвечает одному стационарному состоянию, т. е. положим
\[
f^{+}\left(x_{1}\right)=f_{m}^{+}\left(x_{1}\right),
\]

тогда
\[
f^{+}\left(x_{2}\right)=\sum_{n} f_{n}^{+}\left(x_{2}\right) \int f_{n}^{+*}\left(x_{1}\right) i \frac{\stackrel{\leftrightarrow}{\partial}}{\partial t_{1}} f_{m}^{+}\left(x_{1}\right) d^{3} r_{1}=f_{m}^{+}\left(x_{2}\right)
\]

Мы учли условие ортогональности волновых функций в виде (1.72). В нерелятивистском случае в соотношении, аналогичном (1.88), фигурировало бы, соответственно, условие ортогональности в виде (1.71).

Таким образом, мы нашли правильный закон распространения релятивистской частицы в стационарном состоянии $f_{n}$, а поскольку любое состояние можно разложить по $f_{n}$, то этот закон справедлив для любого состояния. Отметим, что вид (1.87) обусловлен тем, что уравнение Даламбера второго порядка по времени (1.87) как раз и дает его решение при заданных начальных условиях (т. е. при заданном значении функции и ее производной в начальный момент времени).

Вычислим функцию распространения свободной безмассовой частицы. Мы уже знаем, что ее нормированная волновая функция
\[
f_{n}=\frac{e^{-i k x}}{\sqrt{2 k_{0}}}
\]

тогда мы получаем
\[
\begin{aligned}
K\left(x_{2}, x_{1}\right)= & \int_{k_{0}=|\mathbf{k}|} \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{-i k\left(x_{2}-x_{1}\right)}}{2 k_{0}},
\end{aligned}
\]

Наша функция распространения релятивистски инвариантна. Чтобы увидеть это явно, используя соотношение
\[
\delta(f(x))=\sum_{i} \frac{1}{\left|f^{\prime}\left(x_{i}\right)\right|} \delta\left(x-x_{i}\right)
\]

где $x_{i}$ – корни уравнения $f\left(x_{i}\right)=0$, запишем ее в виде
\[
K\left(x_{2}, x_{1}\right)=\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{3}} \delta\left(k^{2}\right) e^{-i k\left(x_{2}-x_{1}\right)} \theta\left(k_{0}\right) .
\]

Функция $\theta\left(k_{0}\right)$ введена, чтобы отобрать только положительные частоты. Выражение (1.90) имеет явно релятивистски инвариантный вид.

(Знак энергии также релятивистски инвариантен для частиц с $k_{\mu}^{2} \geqslant 0$ !) Легко видеть, что $K\left(x_{2}, x_{1}\right)$ удовлетворяет уравнению
\[
\square_{2} K\left(x_{2}, x_{1}\right)=0
\]
(где $\square_{2}$ обозначает оператор Даламбера). Действительно, подставляя (1.90) в (1.91), получаем
\[
k^{2} \delta\left(k^{2}\right)=0 .
\]

Теперь попробуем ввести взаимодействие $V(x)$ в нашу релятивистскую теорию. Мы введем его так, чтобы графику

как и раньше, соответствовала поправка к свободной функции распространения:
\[
\int K\left(x_{2}-x\right) V(x) K\left(x-x_{1}\right) d x .
\]

В нерелятивистском случае к аналогичному выражению мы требовали, чтобы $t_{1}<t<t_{2}$. Это соответствует тому, что частица сначала возникла, а потом взаимодействовала, мы учли это условие, введя функцию Грина:
\[
G\left(x_{2}-x_{1}\right)=\theta\left(t_{2}-t_{1}\right) K\left(x_{2}-x_{1}\right) .
\]

Можно ли в релятивистской теории поставить такое условие? $\mathrm{K}$ сожалению, вообще говоря, упорядочение по времени $t_{1}<t$ релятивистски неинвариантно. Оно становится релятивистски инвариантным, только если интервал $\left(x-x_{1}\right)^{2}>0$, т. е. времениподобен. Однако функция $K\left(x_{1}-x_{2}\right)$ отлична от нуля и для пространственно-подобных интервалов, и поэтому условие $t_{1}<t<t_{2}$ привело бы к тому, что выражение (1.92) для амплитуды перехода стало бы релятивистски неинвариантным.

Наши рассуждения мы можем проверить непосредственно; введем
\[
\tilde{G}=\theta\left(t_{2}-t_{1}\right) K\left(x_{2}-x_{1}\right)
\]

и посмотрим, какому уравнению удовлетворяет эта функция. Действуя оператором Даламбера на $\tilde{G}$, мы получим
\[
\left(\frac{\partial^{2}}{\partial t_{2}^{2}}-
abla_{2}^{2}\right) \tilde{G}(x)=\theta\left(t_{2}-t_{1}\right)\left[\frac{\partial^{2} K}{\partial t_{2}^{2}}-
abla_{2}^{2} K\right]+\frac{\partial \theta}{\partial t_{2}} \frac{\partial K}{\partial t_{2}}+\frac{\partial^{2} \theta}{\partial t_{2}^{2}} K .
\]

В этом выражении в правой части первый член равен нулю в силу (1.91), оставшиеся же члены явно релятивистски не инвариантны, т. е. действительно, условие $t_{1}<t<t_{2}$ не имеет смысла. Таким образом, нам не удалось совместить два требования:
1. чтобы функция распространения содержала только положительные частоты (мы ее строили именно так, поскольку только для положительных частот можно ввести вероятностное толкование);
2. чтобы взаимодействие произошло в $t$ между $t_{1}$ и $t_{2}$, т. е. требование причинности.
Отказ от требования 1 равносилен отказу от вероятностной трактовки квантовой механики, так что посмотрим, нельзя ли пересмотреть понятие причинности в форме 2. Может ли взаимодействие произойти раньше момента времени $t_{1}$, когда частица родилась? Иначе говоря, возможен ли график
(считаем далее на графиках, что ось времени направлена слева направо)?

В действительности этот график можно понимать и иначе: именно, будем считать, что в момент $t$ родились 2 частицы, а в момент $t_{1}$ одна из них исчезла. При такой интерпретации причинность сохраняется, и подобные графики имеют смысл. Рассмотрим еще один пример:

Если $t^{\prime}<t$, то этот график можно интерпретировать иначе: в момент $t^{\prime}$ родилось 2 частицы, в момент $t$ частицы, распространяющиеся из $\mathrm{r}_{1}$ и $\mathbf{r}^{\prime}$, аннигилировали, и в момент $t_{2}$ осталась одна частица.

Такая интерпретация возможна, если предположить, что функция распространения, в присутствии взаимодействия, описывает также и процессы, в которых на некотором интервале времени может существовать несколько частиц. Таким образом, в релятивистской теории, чтобы ввести взаимодействие, нам приходится отказаться от сохранения числа частиц. Это как раз и соответствует тому, что нам не удалось ввести локальную плотность вероятности. Несохранение числа частиц, т. е. возможность их рождения или уничтожения, ничему не противоречит, поскольку, в силу соотношения неопределенностей $\Delta E \Delta t \sim 1$, на короткий промежуток времени может родиться сколько угодно частиц. Ясно, что для того, чтобы описанная интерпретация распространения частицы от $t_{1}$ до $t$ при $t<t_{1}$ имела смысл, $K\left(t, t_{1}\right)$ при $t<t_{1}$ должно равняться $K\left(t, t_{1}\right)$ при $t>t_{1}$, но при том же значении $\left|t-t_{1}\right|$, если предполагается, что в момент $t<t_{1}$ рождаются те же частицы. Для того, чтобы это имело место, функция распространения должна быть разрывна при $t=t_{1}$. В результате так определенная функция распространения не может удовлетворять однородному уравнению Даламбера. Она окажется функцией Грина этого уравнения.

Рассмотрим теперь связь между функцией распространения (1.90) и функциями Грина уравнения Даламбера:
\[
\square G(x)=-i \delta(x) .
\]

Разложим $G(x)$ в интеграл Фурье:
\[
G(x)=\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i} e^{-i k x} G(k) .
\]

Аналогичное разложение для $\delta(x)$ имеет вид:
\[
\delta(x)=\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4}} e^{-i k x} .
\]

Подставляя (1.95), (1.94) в (1.93), получим
\[
\square G(x)=\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i}\left(-k^{2}\right) e^{-i k x} G(k)=-i \int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4}} e^{-i k x},
\]

откуда
\[
G(k)=-\frac{1}{k^{2}},
\]

тогда
\[
G(x)=-\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i} e^{-i k x} \frac{1}{k^{2}} .
\]

Поскольку $k^{2}=k_{0}^{2}-\mathbf{k}^{2}$, подынтегральное выражение (1.97) имеет два полюса по $k_{0}: k_{0}= \pm|\mathbf{k}|$. Чтобы интеграл (1.97) имел смысл, эти полюсы нужно немного сдвинуть в комплексную область.
Рассмотрим комплексную плоскость $k_{0}$.

У нас имеется 4 возможности сдвига полюсов с вещественной оси, как указано на рисунке.
1. Пусть оба полюса снизу (отмечены \”॰\”), тогда если $t<0$, то контур нужно замкнуть наверх, и тогда
\[
G_{R}=0, \quad t<0 .
\]

При $t>0$ контур нужно замкнуть вниз, тогда
\[
G_{R}=\int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{-i|k| t+i \mathbf{k r}}}{2|\mathbf{k}|}-\int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{i|k| t+i \mathbf{k r}}}{2|\mathbf{k}|}, \quad t>0 .
\]
$G_{R}$ содержит отрицательные частоты и поэтому нас не устраивает.
2. Рассмотрим теперь случай расположения полюсов, отмеченный $x$ на рисунке, т. е.
при $t>0$, замыкая контур вниз, получим:
\[
G=\int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{-i|k| t+i \mathbf{k r}}}{2|\mathbf{k}|}, \quad t>0
\]
тоны во \”внешнем поле\”
41
и, соответственно, при $t<0$
\[
G=\int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{i|k| t+i \mathbf{k r}}}{2|\mathbf{k}|} .
\]

Сравнив (1.100) с (1.89), обнаруживаем замечательный факт: при $t>0$ наша функция Грина совпадает с функцией распространения и устроена таким образом, что содержит отрицательные частоты только при $t<0$ (и только отрицательные). Более того, поскольку фаза подынтегрального выражения (1.101) содержит $|k|>0$, a $t<0$, то
\[
G(x)=G(-x) .
\]

Эту функцию $G$ называют причинной или фейнмановской функцией Грина. Как мы увидим ниже, именно эта функция описывает распространение релятивистских частиц таким образом, чтобы причинность выполнялась. Положение полюсов в фейнмановской функции Грина отвечает замене $k^{2} \longrightarrow k^{2}+i \varepsilon$ в знаменателе выражения (1.97).

Рассмотрим теперь, что будет, если принять во внимание спин фотона, т. е. с учетом того, что волновая функция фотона имеет вид $f_{\mu}^{\lambda}(x)$. Функция распространения в этом случае будет зависеть от спинов начального и конечного состояний, т. е. $K=K_{\mu
u}$, причем
\[
K_{\mu
u}\left(x_{2}, x_{1}\right)=\sum_{n, \lambda=1,2} f_{\mu}^{n \lambda}\left(x_{2}\right) f_{
u}^{n \lambda *}\left(x_{1}\right) .
\]

Аналогично и функция Грина фотона, ее обозначают $D_{\mu
u}$, удовлетворяет уже уравнению
\[
\begin{array}{c}
\square D_{\mu
u}(x)=+i g_{\mu
u} \delta(x), \\
D_{\mu
u}(x)=+g_{\mu
u} \int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i} \frac{e^{-i k x}}{k^{2}+i \varepsilon} .
\end{array}
\]

Малая мнимая добавка $i \varepsilon$ сдвигает полюса как раз в нужную сторону; действительно, $k^{2}+i \varepsilon=0 \rightarrow k_{0}= \pm \sqrt{\mathbf{k}^{2}-i \varepsilon}$. При $t>0$ (1.105) дает:
\[
D_{\mu
u}=-g_{\mu
u} \int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} e^{-i k x} \frac{1}{2|\mathbf{k}|}, \quad t>0, \quad k_{0}=|\mathbf{k}| .
\]

Эта функция уже не совсем совпадает с функцией распространения (1.103), поскольку
\[
K_{\mu
u}=\int \frac{d^{3} k}{(2 \pi)^{3}} \frac{e^{-i k x}}{2|\mathbf{k}|} \sum_{\lambda=1,2} e_{\mu}^{\lambda *} e_{
u}^{\lambda} .
\]

В (1.107) суммирование происходит по двум физическим поляризациям фотона, а в (1.106)
\[
-g_{\mu
u}=\sum_{\lambda=0}^{3} e_{\mu}^{\lambda *} e_{
u}^{\lambda},
\]
т. е. выражение (1.106) не учитывает того факта, что независимых поляризаций всего две. С другой стороны, это единственное решение уравнения (1.104), а в правой части (1.104) мы ничего изменить не можем без потери релятивистской инвариантности.

Таким образом, вообще говоря, мы пришли в противоречие с калибровочной инвариантностью, которая как раз и требует, чтобы физических поляризаций у фотона было всего две. Однако если взаимодействие так устроено, что фотоны с этими \”лишними\” поляризациями, так называемые скалярные $\left(e_{\mu}^{(0)}\right)$ и продольные $\left(e_{\mu}^{(3)}\right)$ фотоны, не рождаются, то все будет согласовано. Иначе говоря, калибровочная инвариантность в релятивистской теории накладывает определенные условия на вид взаимодействия, в чем, конечно, нет ничего удивительного. Мы хорошо знаем это еще из классической теории. Действительно, рассмотрим уравнения Максвелла
\[
\frac{\partial F_{
u \mu}}{\partial x_{
u}}=j_{\mu} .
\]

Из антисимметричности $F_{\mu
u}$ немедленно следует, что
\[
\frac{\partial^{2} F_{\mu
u}}{\partial x_{
u} \partial x_{\mu}}=\frac{\partial j_{\mu}}{\partial x_{\mu}}=0
\]
– ток должен сохраняться. Мы видим, что и в классической теории описание электромагнитного поля возможно только при определенном ограничении на взаимодействие, а именно: оно должно быть таким, чтобы ток сохранялся,
\[
\frac{\partial j_{\mu}}{\partial x_{\mu}}=0 .
\]

Вернемся к сравнению функции распространения и функции Грина. Функция распространения была построена для реальных фотонов, для которых $k_{0}= \pm|\mathbf{k}|$, а в функции Грина присутствует интегрирование по всем $k_{0}, k_{1}, k_{2}, k_{3}$ и $k^{2}
eq 0$ т. е. виртуальный фотон не безмассов. Условие Лоренца $k_{\mu} e_{\mu}=0$ в этом случае определяет уже не два независимых вектора, а три, т. е., казалось бы, суммирование должно производиться по трем поляризациям. Сумму по трем поляризациям мы уже сможем записать в релятивистски инвариантном виде, а именно:
\[
\sum_{\lambda=0}^{2} e_{\mu}^{\lambda *} e_{
u}^{\lambda}=\frac{k_{\mu} k_{
u}}{k^{2}}-g_{\mu
u} .
\]

Здесь мы вычли из суммы по всем поляризациям член, соответствующий поляризации вдоль $k_{\mu}$. Таким образом, единственное, как мы можем улучшить функцию Грина (1.105), это рассмотреть
\[
\tilde{D}_{\mu
u}(x)=-\int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i} \frac{e^{-i k x}}{k^{2}+i \varepsilon}\left[\frac{k_{\mu} k_{
u}}{k^{2}}-g_{\mu
u}\right],
\]

а на взаимодействие наложить условие, чтобы член $\sim k_{\mu} k_{
u} / k^{2}$ не давал вклада в физически наблюдаемые величины. Как мы убедимся ниже, это условие полностью аналогично требованию сохранения тока, которое мы имели в классической теории. Фактически это не есть новое требование, так как в любом случае для случая реальных фотонов с $k^{2}=0$ взаимодействие не должно приводить к появлению продольных поляризаций.

Более того, условие, что взаимодействие при $k^{2}
eq 0$ не рождает поляризаций, пропорциональных $k_{\mu}$ для реальных фотонов, при $k^{2}=0$ оставляет только две физические поляризации. Действительно, легко видеть, что
\[
e_{\mu}^{(3) *} e_{
u}^{(3)}+e_{\mu}^{(0) *} e_{
u}^{(0)}=g_{\mu 0} \delta_{
u 0} \frac{k^{2}}{\mathbf{k}^{\mathbf{2}}}+\text { члены с } \quad k_{\mu}, k_{
u} .
\]

Поляризации, пропорциональные $k_{\mu}, k_{
u}$, не рождаются благодаря свойствам взаимодействия, а первый член обращается в ноль для безмассового фотона.

Подводя итоги, можно сказать, что сохранение тока приводит к тому, что при $k^{2}
eq 0$, для виртуального фотона, из четырех поляризаций в функции Грина остаются три, а для реального фотона – только две физические поляризации.

Итак, если ток сохраняется, то можно использовать функцию Грина (1.106) – сумму по всем четырем поляризациям. Легко также видеть, что справедливо соотношение, аналогичное (1.102):
\[
D_{\mu
u}(x)=D_{
u \mu}(-x) .
\]

Этот факт говорит о том, что наряду с процессом
(возникновение фотона в $x_{1}$ и уничтожение в $x_{2}$ ) $D_{\mu
u}$ описывает также процесс, идущий как бы обратно во времени, т. е.

и этот процесс можно в силу (1.111) интерпретировать как рождение частицы в $x_{2}$ и распространение в $x_{1}$, причем эта частица тождественна фотону. Примерами появления такой ситуации, в частности, являются процессы, описываемые графиками на стр. 37.

Суммируем полученные результаты. Мы написали волновую функцию фотона
\[
f_{\mu}=\frac{e_{\mu}^{\lambda} e^{-i k x}}{\sqrt{2|\mathbf{k}|}}
\]

и функцию Грина
\[
D_{\mu
u}(x)=\delta_{\mu
u} \int \frac{d^{4} k}{(2 \pi)^{4} i} \frac{e^{-i k x}}{k^{2}+i \varepsilon} .
\]

Кроме того, нам известны волновая функция нерелятивистской частицы
\[
\Psi(x)=e^{-i p x}, \quad p_{0}=\frac{\mathrm{p}^{2}}{2 m}
\]

и ее функция Грина
\[
G(x)=\int \frac{d^{4} p}{(2 \pi)^{4} i} \frac{e^{-i p x}}{\mathbf{p}^{2} / 2 m-p_{0}-i \varepsilon} .
\]

Этого уже достаточно, чтобы построить квантовую электродинамику нерелятивистских частиц, и она будет эквивалентна обычной квантовой теории излучения. Но проще строить электродинамику релятивистских частиц, из которой в пределе можно получить и нерелятивистские результаты. Для этой цели займемся изучением релятивистских частиц с массой.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru