5-9. Принципиальные измерительные схемы автоматических уравновешенных мостов
В автоматических уравновешенных мостах широко используется измерительная схема четырехплечего моста с реохордом, включенным так, что его движок может изменять положение точки подключения одной из вершин измерительной диагонали по отношению к двум прилежащим плечам моста.
Реохорд может быть включен в одну из вершин измерительной диагонали моста, например между двумя плечами, не имеющими термометра сопротивления, или между двумя плечами, в одно из которых включен термометр сопротивления. Рассмотрим оба варианта и выясним, какой из них заслуживает большего внимания.
Первый вариант принципиальной измерительной схемы автоматического уравновешенного моста представлен на рис. 5-9-1. Схема состоит из трех плеч, выполненных из манганиновых резисторов
четвертого плеча, содержащего измеряемое
сопротивление термометра
и калиброванного реохорда
. В измерительную диагональ включен нуль-индикатор
а к точкам
подключен источник питания
При изменении сопротивления термометра
нарушается равновесие моста. Поскольку мостовая схема приходит в равновесие при равенстве произведений сопротивлений противоположных плеч, то, перемещая движок реохорда и распределяя сопротивление
между плечами
можно найтк положение равновесия схемы по отсутствию отклонения указателя нуль-индикатора, т. е. когда потенциалы в точках а и
будут равны. Таким образом, по положению движка реохорда можно определить значение измеряемого сопротивления термометра, а следовательно, и его температуру.
Рис. 5-9-1. Принципиальная измерительная схема автоматического уравновешенного моста с реохордом, включенным между плечами
Предположим, что мост уравновешен и движок а находится слева в начале реохорда, а сопротивление термометра
соответствует начальному значению измеряемой температуры и равно
Положению равновесия мостовой схемы соответствует уравнение
Если с изменением температуры термометра сопротивление его увеличится до значения
то новому положению равновесия моста будет соответствовать равенство
где
(здесь
сопротивление участка реохорда левее движка а).
Решая уравнение (5-9-2) относительно
и учитывая выражение (5-9-1), получаем:
В знаменатель формулы (5-9-3) входит переменное сопротивление
вследствие этого
изменяется не по линейному закону, таким образом, шкала прибора в единицах сопротивления будет неравномерной. Однако если
то шкала моста будет приближаться к линейной.
У второго варианта принципиальной измерительной схемы уравновешенного моста верхняя цепь состоит из
а нижняя — из
(рис. 5-9-1). Повторяя приведенные выше рассуждения, получим для тех же двух положений равновесия мостовой схемы
следующие уравнения:
где
(здесь
сопротивления участка реохорда правее движка а).
Решая равенство (5-9-5) относительно
и учитывая уравнение (5-9-4), получаем:
Уравнение (5-9-6) показывает, что
является линейной функцией
Следовательно, основным преимуществом второго варианта схемы уравновешенного моста по сравнению с первым является то, что он позволяет осуществлять равномерную шкалу прибора в единицах сопротивления. Измерительная схема второго варианта является более совершенной и поэтому широко используется в современных автоматических уравновешенных мостах,