Главная > Металловедение (Гуляев А. П.)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

10. Шарикоподшипниковая сталь

Шарикоподшипниковая сталь прежде всего должна обладать высокой твердостью, поэтому применяют высокоуглеродистые стали типа инструментальной (иногда низкоуглеродистые в цементованном состоянии). Чтобы шарикоподшипниковая сталь легко принимала закалку (т. е. имела низкую критическую скорость закалки) и в качестве закалочной среды для нее можно было бы применять масло, сталь легируют (обычно хромом).

Государственный стандарт предусматривает четыре марки шарикоподшипниковой стали (табл. 41).

Таблица 41. (см. скан) Состав шарикоподшипниковой стали, % (ГОСТ 801-78)

Обозначение марки надо расшифровывать так: шарикоподшипниковая хромистая; цифра показывает примерное содержание хрома в десятых долях процента. Хром, как указывалось, вводят для обеспечения необходимой прокаливаемости. Следовательно, чем меньше размер закаливаемой детали подшипника, тем меньше может быть содержание хрома в стали.

Рекомендуется шарики и ролики диаметром до 13,5 и 10 мм изготавливать из стали шарики диаметром мм и ролики диаметром 10—15 мм — из стали наконец, шарики диаметром 22,5 мм и ролики диаметром 15—30 мм — из стали Из этой же стали следует изготавливать кольца всех размеров за исключением очень крупных; ролики диаметром свыше 30 мм и кольца с толщиной стенки свыше 15 мм — из стали марки в которую, кроме хрома, вводят легирующие элементы — кремний и марганец, увеличивающие прокаливаемость.

По своей природе перечисленные хромистые стали близки к углеродистым сталям примерно с 1 % С. Хром растворим в обеих фазах отожженной стали — в феррите и цементите. Легированный хромом цементит медленнее растворяется в аустените, а аустенит, содержащий хром, медленнее распадается, чем и объясняется меньшая критическая скорость закалки этих сталей по сравнению с углеродистым (табл. 42).

Таблица 42. (см. скан) Критическая скорость охлаждения шарикоподшипниковых сталей и критический диаметр шариков (роликов)

К шарикоподшипниковым, сталям предъявляют весьма высокие требования в отношении чистоты по неметаллическим включениям и карбидной ликвации. Дело в том, что нагрузка в шарикоподшипнике является локальной, и если в точках касания шарика (ролика) и кольца в загрязненной или неоднородной стали окажется то или иное включение, то может произойти местное разрушение (выкрашивание), а вследствие этого долговечность работы подшипника резко снизится. Поэтому согласно ГОСТ 801-78 каждая плавка в любом профиле проката тщательно контролируется на наличие пористости, неметаллических включений, на карбидную ликвацию, строчечность, сетку. Для всех этих дефектов составлены шкалы (четырех- и пятибальные системы), по которым оценивается пригодность стали.

Термическая обработка деталей шарикоподшипника (шарики, ролики, кольца) состоит из двух основных операций — закалки и отпуска. Закалку проводят в масле, температура нагрева 830-840 °С с последующим отпуском при 150—160 °С в течение 1-2 ч, что обеспечивает получение твердости не ниже Структура должна представлять собой отпущенный очень мелкоигольчатый мартенсит с равномерно распределенными избыточными карбидами (рис. 302). Несоблюдение правильных температурных режимов термической обработки, которые задаются в узких пределах, ухудшает качество подшипников, что отражается на их стойкости в работе.

Рис. 302. Структура стали после закалки и отпуска,

Так, небольшой перегрев при закалке приводит к огрублению структуры, укрупнению игл мартенсита. Это охрупчивает сталь и является совершенно недопустимым. Отпуск при температуре более высокой, чем 150—160 °С, снижает твердость и уменьшает сопротивление износу деталей подшипников. В стали — наиболее распространенной шарикоподшипниковой стали — при закалке часто фиксируется повышенное количество остаточного аустенита (порядка который при последующей эксплуатации может превратиться в мартенсит и вызвать нежелательное изменение объема. Чтобы этого избежать, прецизионные (особо точного изготовления) подшипники подвергают обработке холодом с осаждением до в соответствии с положением точки . Кроме перечисленных, для некоторых подшипников особого назначения применяют стали других марок.

Для очень крупных роликовых подшипников диаметром от 0,5 до 2 м (и для колец, и для роликов) применяют сталь (состав см. табл. 31). Ролики и кольца, изготовленные из этой стали, подвергают цементации на очень большую глубину (глубина цементации 5—6 мм, продолжительность цементации 120—160 ч) и затем сложной термической обработке, в конечном итоге приводящей к структуре: на поверхности — мартенсит карбиды, в центре — малоуглеродистый мартенсит.

Для подшипников, работающих в химически агрессивных средах, наибольшее применение получила сталь остальное марганец, кремний, сера, фосфор и т. д. в обычных пределах). Высокое содержание хрома необходимо для придания стали высокого сопротивления коррозии. Сталь обладает высокой коррозионной стойкостью в пресной и морской воде, в растворах азотной и уксусной кислот, в различных органических средах, но имеет плохую стойкость в смеси азотной и серной кислот.

Подшипники, подвергаемые в процессе эксплуатации значительным нагревам (до 400-500°С), изготавливают из сталей типа быстрорежущих (см. ниже). Обычно применяют сталь но с пониженным содержанием углерода и ванадия. Снижение углерода необходимо для уменьшения карбидной ликвации, снижающей долговечность подшипника. Обработку такой стали проводят по режимам термической обработки инструментов из быстрорежущих сталей, о чем будет сказано дальше.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru