Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 7. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СТАТИКИРешаемые методами статики задачи могут быть одного из следующих двух типов: 1) задачи, в которых известны (полностью или частично) действующие на тело силы и требуется найти, в каком положении или при каких соотношениях между действующими силами тело будет находиться в равновесии (задачи 4, 5); 2) задачи, в которых известно, что тело заведомо находится в равновесии и требуется найти, чему равны при этом все или некоторые из действующих на тело сил (задачи 6, 7, 8 и др.). Реакции связей являются величинами, наперед неизвестными во всех задачах статики. Приступая к решению любой задачи, следует прежде всего установить, равновесие какого тела (или каких тел) надо рассмотреть, чтобы найти искомые величины. Процесс решения сводится к следующим операциям. 1. Выбор тела (или тел), равновесие которого должно быть рассмотрено. Для решения задачи надо рассмотреть равновесие тела, к которому приложены заданные и искомые силы или силы, равные искомым (например, если надо найти давление на опору, то можно рассмотреть равновесие тела, к которому приложена численно равная этой силе реакция опоры и т. п.). Когда заданные силы действуют на одно тело, а искомые на другое или когда те и другие силы действуют одновременно на несколько тел, может оказаться необходимым рассмотреть равновесие системы этих тел или последовательно равновесие каждого тела в отдельности. 2. Изображение действующих сил. Установив, равновесие какого тела или тел рассматривается (и только после этого), следует на чертеже изобразить все действующие на это тело (или тела) внешние силы, включая как заданные, так и искомые силы, в том числе реакции всех связей. При изображении реакций учесть все сказанное о них в § 3. 3. Составление условий равновесия. Условия равновесия составляют для сил, действующих на тело (или тела), равновесие которых рассматривается. Об особенностях составления условий равновесия для различных систем сил будет сказано в соответствующих местах курса. 4. Определение искомых величин, проверка правильности решения и исследование полученных результатов. Важное значение в процессе решения имеет аккуратный чертеж (он помогает быстрее найти правильный путь решения и избежать ошибок при составлении условий равновесия) и последовательное проведение всех выкладок. Все расчеты при решении задач рекомендуется, как правило, производить в общем виде (алгебраически). Тогда для искомых величин будут получаться формулы, дающие возможность проанализировать найденные результаты. Кроме того, решение в общем виде позволяет иногда обнаружить сделанные ошибки путем проверки размерностей (размерности каждого из слагаемых в обеих частях равенства должны быть одинаковыми). Числа, если решение производится в общем виде, подставляются только в окончательные результаты. В этом параграфе рассмотрим задачи на равновесие тела под действием сходящихся сил. Для их решения можно пользоваться геометрическим или аналитическим методом. Геометрический метод. Им удобно пользоваться, когда общее число действующих на тело сил (и заданных, и искомых) равно трем. При равновесии треугольник, построенный из этих сил, должен быть замкнутым (построение следует начинать с заданной силы). Решая этот треугольник, найдем искомые величины. Аналитический метод. Им можно пользоваться при любом числе приложенных сил. Для составления условий равновесия, которых в случае плоской системы сходящихся сил будет два [формулы (12)], а в случае пространственной системы три [формулы(11)], надо сначала выбрать координатные оси. Этот выбор можно производить произвольно, но полученные уравнения будут решаться проще, если одну из осей направить перпендикулярно какой-либо неизвестной силе. Для составления условий равновесия полезно на первых порах предварительно вычислить проекции всех сил на выбранные оси, внося их в отдельную таблицу (см. задачу 4). Ряд дополнительных указаний дается в ходе решения рассматриваемых ниже задач. Задача 4. Груз весом Р лежит на гладкой наклонной плоскости с углом наклона а (рис. 24, о). Определить значение горизонтальной силы F, которую надо приложить к грузу, чтобы удержать его в равновесии, и найти, чему при этом равна сила давления Q груза на плоскость. Решение. Искомые силы действуют на разные тела: сила F на груз, сила Q — на плоскость. Для решения задачи вместо силы Q будем искать равную ей по модулю, но противоположно направленную реакцию плоскости N. Тогда заданная сила Р и искомые силы F и N будут действовать на груз, т. е. на одиои то же тело. Рассмотрим равновесие груза и изобразим действующие на этот груз силы Р и F и реакцию связи N. Для определения искомых сил можно воспользоваться или геометрическим, или аналитическим условиями равновесия. Рассмотрим оба способа решения.
Рис. 24 Геометрический способ. При равновесии треугольник, построенный из сил Р, F к Модули искомых сил можно из треугольника
Аналитический способ. Так как система действующих сходящихся сил является плоской,
Теперь составляем уравнения
Решая эти уравнения, найдем:
Геометрическое решение в подобных простых задачах (когда действующи СИЛ три) оказывается более компактным, чем аналитическое. Как видно, при Искомая сила давления груза на плоскость численно равна N, но направлена В противоположную сторону Задача 5. Стержень АВ прикреплен к неподвижной опоре шарниром А (рис. 25, а). К концу В стержня подвешен груз весом Р и прикреплена ннть. Нить перекинута через блок С и к ней подвешен груз весом Q. Оси блока С и шарнира А расположены на одной вертикали, причем Решение. Рассмотрим равновесие стержня АВ, к которому приложены все данные и искомые силы. Изобразим для наглядности стержень отдельно (рис, 25, б) и покажем действующие на него силы: снлу Применяя геометрический способ решения, строим из сил Р, Т и замкнутый силовой треугольник
Из полученных результатов следует, что при Случай, когда Обращаем внимание на то, что сила тяжести Q непосредственно в условие равновесия (в силовой треугольник) не вошла, так как эта сила приложена к грузу, а не к стержню АВ, равновесие которого рассматривалось. Задача 6. Кран, закрепленный подшипником А и подпятником В, иесет нагрузку Р (рис. 26) Определить реакции RA и RB опор, вызванные действием данной нагрузки, если вылет крана равен
Рис. 25
Рис. 26 Решение Рассмотрим равновесие крана, к которому приложены заданная и искомые силы Изображаем действующие на кран силу Р и реакцию подшипника RA, направленную перпендикулярно оси АВ Реакция подпятника Применяя геометрический способ решения, строим из сил Р, RA и
откуда
Из треугольника Рассмотренная задача дает пример использования теоремы о трех силах. Задача 7. К шарниру А коленчатого пресса приложена горизонтальная сила Р (рис. 27, а) Пренебрегая весом стержней и поршня, определить силу давления поршня на тело М при данных углах Решение. Рассмотрим сначала равновесие шарнира
Теперь рассмотрим равновесие поршня. На поршень действуют тоже три силы: сила давления Строя из этих сил силовой треугольник (рис. 27, в), находим из него
Подставляя вместо
Сила давления поршня на тело М равна по модулю Q и направлена в противоположную сторону Из последней формулы видно, что при одной и той же силе Р сила Q возрастает с уменьшением углов Если длины стержней ОА и АВ одинаковы, то
Рис. 27
Рис. 28 Задача 8. На цилиндр весом Р, лежащий на гладкой горизонтальной плоскости, действует горизонтальная сила Q, прижимающая его к выступу В (рис. 28). Определить реакции в точках А и В, если Решение Рассмотрим равновесие цилиндра, на который действуют заданные силы Р, Q и реакции связей
При
Подставляя это значение
При Задача 9. На кронштейне, состоящем из стержней АВ и ВС, скрепленных друг с другом и со стекой шарнирами, укреплен в точке В блок (рис 29, а). Через блок перекинута нить, один конец которой привязан к стене, а на другом подвешен груз весом Q. Определить реакции стержней, пренебрегая их весом и размерами блока. Углы Решение. Рассмотрим равновесие блока с прилегающим к нему отрезком DE нити
Из второго уравнения, учитывая, что
Подставляя это значение
Рис. 29
Рис. 30 Из выражения для
то эта разность положительна, если Обращаем внимание на следующие выводы 1) если в систему входят блоки с перекинутыми через них нитями, то при составлении условий равновесия блок целесообразно рассматривать вместе с прилегающим к нему отрезком нити как одно тело. При этом, если трением нити о блок или трением в оси блока пренебречь, то натяжения на обоих концах нити будут по модулю равны и направлены от блока (иначе нить скользила бы в сторону большего натяжения или блок вращался бы); 2) если при изображении реакций связей какая-нибудь из них будет направлена не в ту сторону, куда она фактически действует, то при геометрическом решении это непосредственно обнаружится из силового многоугольника (правило стрелок), а при аналитическом решении числовая величина соответствующей реакции получится отрицательной. Однако во всех случаях, когда это можно наперед сделать, следует реакции связей сразу направлять верно. Например, в задаче 6 направление реакции подшипника А устанавливается следующими рассуждениями: если убрать подшипник, то кран под действием силы Р начнет падать вправо; следовательно, сила Задача 10. Стоящий на земле вертикальный столб ОА удерживается растяжками АВ и AD, образующими со столбом равные углы а; угол между плоскостями АОВ и Решение. Рассмотрим равновесие узла А, к которому прикреплены провода и тросы. На него действуют силы натяжения проводов
Проекции силы Теперь, составляя уравнения
Решая эти уравнения, найдем:
Из полученных результатов видно, что при
|
1 |
Оглавление
|