Главная > Энциклопедия кибернетики. Т.1
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАСС

— учебное помещение, оборудованное техническими средствами для реализации программированного обучения. Применяют для повышения качества управления учебным процессом, для более полной реализации потенциальных возможностей программированного обучения и контроля. Основной особенностью автоматизированного обучения является управляемая самостоятельная работа обучаемых. Тех. устр-ва А. о. к. предназначены для обеспечения процесса обучения, в результате которого обучаемые приобретают новые знания, умения и навыки. Применение А. о. к. в учебном процессе приводит к повышению производительности труда преподавателя и обучаемых. Каждый обучаемый является относительно самостоятельным объектом управления, т. е. управление его деятельностью осуществляется как преподавателем, так и с помощью обучающей программы. Система управления обучением при этом является двухступенчатой. На верхней ступени находится преподаватель, на нижней — тех. обучающие устр-ва (см. Обучающая машина). Такое построение системы управления позволяет распределять перерабатываемую информацию в соответствии с пропускными способностями ее ступеней.

Ступенчатое (иерархическое) построение системы управления процессом группового обучения обеспечивает переход от одноканального (усредненного) разомкнутого управления обучением к многоканальному (дифференцированному) замкнутому управлению. Каждый обучаемый при этом может изучать материал на доступном для него уровне сложности и в посильном темпе. Преподаватель, благодаря возложению части его функций на обучающие устр-ва получает возможность наиболее активно и целенаправленно руководить учебно-воспитательным процессом. Одной из главных его задач на уроке в А. о. к. является восполнение своей деятельностью всего того, что не учтено или не может быть учтено заранее в обучающей программе, а также рациональное сочетание программированных методов обучения с традиционными. Освобождение преподавателя от многократного дублирования одинаковых вопросов позволяет ему более качественно проводить индивидуальную работу с обучаемыми, более полно использовать свою квалификацию и методическое мастерство.

По диапазону выполняемых в учебном процессе задач А. о. к. разделяют на специализированные и многофункциональные. Отличительной чертой многофункциональных классов является то, что в них формы взаимодействия между обучаемыми и тех. устр-вами практически не зависят от содержания и цели обучения (или контроля). Это значит, что один и тот же класс может быть использован для обучения (или контроля) по различным предметам. Основу оборудования любых типов А. о. к. составляют обучающие или контролирующие устр-ва. Ими оснащаются рабочие места обучаемых. Кроме этих устройств, в комплект оборудования наиболее совершенных А. о. к. включается киноаппаратура и телевизоры, диапроекторы и эпипроекторы, отображающая и регистрирующая аппаратура и др. Применение этой аппаратуры направлено на рационализацию труда преподавателя на различных этапах обучения, на освобождение его от выполнения трудоемких и не творческих функций по сбору и обработке статистического материала. Многие А. о. к. содержат пульты управления всем комплексом тех. средств, используемых в классе. Наличие таких пультов облегчает обслуживание и эксплуатацию А. о. к., позволяет осуществлять оперативный контроль хода обучения всей учебной группы. Блок-схема типового А. о. к. показана на рис.

По характеру управления рабочими местами различают два типа А. о. к. К первому относятся классы, оборудованные тех. устр-вами автономного исполнения. Работа с такими устр-вами осуществляется, как правило, индивидуализирование, преподаватель лишь наблюдает за ходом обучения и при необходимости оказывает на того или иного обучаемого

соответствующее воздействие. Ко второму типу относятся А. о. к. с централизованным управлением. Такие классы имеют общую систему связи рабочих мест (пультов), обучаемых с пультом управления. Обучение и контроль в таких классах может осуществляться в индивидуальном темпе и в темпе, устанавливаемом преподавателем. Наиболее совершенными и перспективными А. о. к. с централизованным управлением являются обучающие комплексы, выполненные на базе ЦВМ (Илл. между с. 176—177).

Схема типового класса автоматизированного обучения: 1—28 — рабочие места обучаемых; П — рабочее место преподавателя; ПУ — пульт управления; ОМ — обучающие (контролирующие) машины; КнП - кинопроектор; ДП (КП) — диапроектор (кадропроектор); Д — классная доска; Э — экран; Т — отображающее табло; Р — регистрирующая аппаратура; УС — устройство сопряжения ПУ с техническими средствами.

Благодаря высокому быстродействию и большому объему памяти цифровой вычислительной машины А. о. к. является эффективным средством управления обучением большого к-ва учащихся (до сотен и тысяч человек). При этом представляется возможным использовать наиболее совершенные (в частности, адаптивные) обучающие программы и способы взаимодействия человека с тех. устр-вом, обеспечить выполнение более широкого круга учебных задач. Наряду с реализацией обучающих программ, обучающий комплекс обеспечивает сбор и обработку статистического материала о качестве усвоения знаний и создает тем самым условия для точного количественного анализа и прогнозирования процесса обучения.

В состав обучающего комплекса, кроме ЦВМ и рабочих мест обучаемых, входят пульт управления, средства хранения и выдачи учебной информации, средства отображения и регистрации результатов обучения. Пульт управления предназначен для осуществления текущего контроля за ходом обучения и управления тех. средствами комплекса. Средствами хранения учебной информации могут быть альбомы программированных материалов, диафильмы, кинофильмы или видеомагнитофонные записи. В зависимости от типа этих средств и способа выдачи информации определяется конструкция рабочих мест обучаемых. Первый тип рабочих мест обеспечивает адресацию обучаемого к определенной странице или параграфу обучающей программы, второй — экспонирование с экрана проектора, третий — экспонирование с экрана телевизора замкнутой телевизионной системы и т. д. Перспективность использования обучающих комплексов обуславливается также тем, что их применение для обучения большого к-ва учащихся может быть сделано экономически более выгодным, чем применение А. о. к., оборудованных тех. средствами автономного исполнения. См. также Взаимодействие человека с вычислительной машиной.

Лит.: Ростунов Т. И. Программированное обучение и обучающие машины. К., 1967 [библиогр. с. 128—129]; Применение ЭВМ в учебном процессе. М., 1969; Столаров Л.М. Обучение с помощью машин. Пер. с англ. М., 1965.

Л. Г. Михнушев, Н. Л. Шишопок.

1
Оглавление
email@scask.ru