Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Публикуемые лекции содержат почти всю область чистой механики, т. е. учения о тех явлениях, при рассмотрении которых имеют в виду исключительно движение, как, например, движение материальной точки, неизменяемых жидких или упругих твердых тел. Мы исходим из предположения, что материя непрерывно заполняет пространство, и не касаемся никаких теорий, основывающихся на молекулярной гитотезе.
В настоящих лекциях исходное положение – определение механики,– отличается от общепринятого. Обычно механику определяют как науку о силах, и силы рассматривают как причины, которые или производят движение или стремятся его произвести. Несомненно, что это определение оказалось чрезвычайно полезным при развитии механики; оно полезно и при изучении этой науки, когда она поясняется примерами сил, взятыми из опыта обыденной жизни. Однако это определение приводит ко многим неясностям, от которых не могут освободиться понятия причины и цели. Эти неясности проявляются, например, в различии взглядов на то, можно ли законы инерции и параллелограмма сил рассматривать как результаты опыта (как аксиомы) или как законы, которые могут и должны быть логически доказаны. По моему мнению, желательно, при тоӥ строгости, которую, вообще говоря, допускает механика, удалить подобные неясности, даже если бы пришлось ограничить при этом задачу механики. Исходя из этого, я считаю, что задача механики сводится к описанию происходящих в природе движений, а именно, к описанию их в наиболее полном п простом виде. Я хочу этим сказать, что все сводится только к тому, чтобы раскрыть происходящие явления, а не к тому, цтобы доискиваться их причин. Если мы будем исходить из этого воззрения и введем представления о пространстве, времени и материи, то чисто математическим путем гіридем к общим уравнениям механики. Но при этом нам не обойтись без понятия силы, которому мы не в состоянии дать исчерпывающее определение. Однако эта неполнота определения понятия силы не приводит к неясности. В самом деле, введение сил является здесь только средством упростить изложение, а именно, выразить в кратких словах уравнения, которые без этого термина трудно поддаются словесному зыражению. Чтобы устранить всякую неясность, достаточно так определить силу, чтобы каждое предложение механики, в котором идет речь о силах, могло быть выражено уравнениями; это и будет иметь место при избранном нами методе изложения.
При большом количестве материала, помещенном в относительно малом объеме книги, нельзя ожидать, чтобы предмет механики был исчерпан; желательно только, чтобы выбранный метод был признан целесообразным.
Берлин, январь 1876 г.
Автор