5.5. Прямоугольная система координат.
Теперь мы переходим к аналитическому
описанию векторов и точек пространства - при помощи чисел. Введем в пространстве
прямоугольную систему координат
, т. е. три взаимно перпендикулярные
направленные прямые, проходящие через некоторую точку
, называемые осями координат
(рис. 9). Предполагается,
что для данной системы координат выбран единичный отрезок, при помощи которого
измеряются все прочие отрезки. Точка
называется началом координат.
Рис.
9
Зададим произвольную точку
трехмерного пространства.
Направленный отрезок
называется радиус-вектором точки
. Радиус-вектор в
свою очередь определяет вектор
(
), который можно переносить в
пространстве параллельно самому себе. Числовые проекции радиус-вектора
на оси
обозначим
соответственно
.
Это координаты точки
; при этом координата
называется абсциссой,
координата
ординатой
и координата
-
аппликатой точки
.
Между точками
пространства и их
радиус-векторами
или,
что все равно, тройками чисел
, являющимися координатами точки
или проекциями
на оси, имеется
взаимно однозначное соответствие. В силу сказанного не будет путаницы, если мы
будем называть тройку чисел
точкой
, имеющей эти числа своими координатами
или радиус-вектором
, имеющими эти числа своими проекциями.
Мы будем писать
и говорить, что
или
есть вектор, равный радиус-вектору
точки
, имеющему
координаты
.
Но, конечно, можно считать, что вектор
равен какому-либо другому направленному
отрезку
,
равному
, т.е. имеющему
то же направление и ту же длину, что и
. В этом случае проекции
на оси координат
часто обозначают символами
и пишут
.
Из определения вектора как
направленного отрезка, который можно передвигать в пространстве параллельно
самому себе, следует, что два вектора
и
равны тогда и только тогда, если
выполняются одновременно равенства:
. Справедливы равенства
, (8)
. (9)
Равенство (8) следует из того, что
проекция суммы или разности векторов (на ось
или
или
) равна сумме или разности проекций
слагаемых.
Равенство же (9) следует из того, что
проекция вектора
(на
ось
или
или z) равна произведению
на проекцию
.
Обозначим через
единичные (имеющие длину,
равную 1) векторы, имеющие направление, что и оси
. Векторы
называют ортами осей
. Произвольный вектор
(
) может быть
записан в виде
. (10)
В самом деле,
,
,
.
Поэтому в силу (8) и (9)
.
Отметим равенства, имеющие место для
скалярных произведений ортов осей
,
.
Пусть теперь
и
. Тогда
. (11)
В самом деле, на основании (6), (7),
(6'), (7')
В частности, положив в этой формуле
, получим, что
,
откуда длина вектора
равна
.
Отсюда расстояние между точками
и
равно (рис.10)
.
Рис.
10
Для дальнейшего будет важно подвести
итог сказанному. Для этого введем несколько иное наименование координат.
Именно, введем в пространстве прямоугольную систему координат
. В силу этого каждая
точка пространства представлена тройкой чисел
.
Эту точку мы обозначили жирной буквой
и назвали
также вектором
с
компонентами
.
Мы доказали, что сложение и вычитание
векторов и умножение их на числа выражаются на языке троек
следующим образом
(12)
Скалярное произведение векторов
и
выражается через
координаты векторов
и
по формуле
(13)
Длина вектора
есть неотрицательное число,
равное
(14)
Наконец, расстояние между точками
и
равно
(15)
Реальное пространство, геометрию
которого мы здесь изучали, называется трехмерным пространством, потому что его
точки естественным образом представляются тройками действительных чисел. Мы
будем его обозначать через
.
Произвольную плоскость естественно
обозначить через
.
В
можно
задать прямоугольную систему координат
, с помощью которой любую точку
или ее радиус-вектор
можно представить парой чисел
. Операции сложения и вычитания и
умножения на число для векторов, принадлежащих
к плокости, очевидно, подчиняются выведенным нами условиям (12), где в
скобках надо только всюду выбросить третьи компоненты. Скалярное произведение
векторов, принадлежащих к нашей плоскости, тоже выражается формулой (13), где в
правой части надо выбросить третий член. То же самое относится и к формулам
(14) и (15).
Обобщением пространств
и
, является пространство
, где
- произвольное
натуральное число.
Пространство
при
> 3 является
математической выдумкой. Впрочем, весьма гениальной выдумкой, которая помогает
математически разбираться в сложных явлениях.
ЗАДАЧИ
1. Найти длину векторов (1,1,1), (1,-1,1), (1,2,3)
2. Найти угол между векторами (1,0,1), (1,2,3)
3. Дан единичный куб (с длиной ребра, равной 1). Найти угол
между выходящими из его вершины: а) главной диагональю и диагональю грани; б)
меду двумя диагоналями двух граней.