Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
6.7. Стационарные режимы функционирования некоторых вариантов систем обслуживанияИз результатов достаточно общего характера (см. 6.6) можно сделать весьма интересные для практических приложений выводы. Исследуем стационарные режимы функционирования некоторых вариантов систем обслуживания при сделанных выше (см. 6.2-6.4) предположениях относительно входного потока, структуры системы и законов распределения времени обслуживания и времени ожидания. Другие варианты систем обслуживания анализируются аналогично, а результаты анализа подробно описаны в специальной литературе. Чистые системы обслуживания с ожиданием. Чистой системой обслуживания с ожиданием называют такую систему, в которой заявки не покидают очереди. Отметим особенности таких систем. 1. Эти системы имеют неограниченное время ожидания. 2. Интенсивность ухода заявок из очереди нулевая: v — О, и, согласно (6.23),
3. Если приведенная плотность потока заявок а не меньше числа каналов обслуживания В рассматриваемом случае среднее число требований, приходящееся на среднее время обслуживания одной заявки, не меньше числа каналов обслуживания. Поэтому длина очереди неограниченно возрастает. 4. Если приведенная плотность потока заявок а меньше числа каналов обслуживания
Средняя длина очереди
Пример 6.5. На железнодорожную сортировочную горку прибывают составы с интенсивностью 2 состава в час. Среднее время обработки состава равно 0,4 часа. Составы, прибывшие в момент, когда сортировочная горка занята, становятся в очередь в парке ожидания с тремя путями, каждый из которых предназначен для одного состава. Если все пути в парке ожидания заняты, то прибывший состав ожидает свою очередь на внешней ветке. При отмеченных выше предположениях необходимо найти: 1) среднее число составов, ожидающих обработки; 2) среднее время пребывания состава в парке ожидания; 3) среднее время пребывания состава на внешней ветке; 4) среднее время пребывания состава на сортировочной горке, включая время ожидания и время обслуживания; 5) вероятность того, что прибывший состав займет место на внешней ветке. Имеем интенсивность входного потока
Вероятность того, что прибывший состав займет место на внешней ветке, находим из (6.22) при
Среднее время ожидания на внешней ветке (в часах) равно
Среднее время ожидания (в часах) в парке с тремя путями, на каждом из которых может находиться лишь один состав, равно
Таким образом, среднее время ожидания обслуживания в рассматриваемой системе
а среднее время пребывания состава на сортировочной горке составляет
Системы обслуживания с отказами. Эти системы имеют следующие особенности. 1. Заявка, поступающая в такую систему в момент, когда все каналы обслуживания заняты, покидает систему. Это означает, что в рассматриваемом случае очередь отсутствует и система имеет конечное множество состояний 2. В соответствии с (6.16) — (6.18) математическая модель системы обслуживания с отказами имеет следующий вид:
3. При изучении стационарных режимов функционирования систем обслуживания с отказами можно использовать результаты из 6.6, учитывая, что в данном случае интенсивность ухода из очереди равна
При этом, полагая
приходим к формулам
Формулы (6.33), (6.34), известные как формулы Эрланга, названы по имени датского инженера А.К. Эрланга, который в 20-х гг. XX в. впервые исследовал систему обслуживания с отказами применительно к телефонной связи. 4. Формулами Эрланга (6.33), (6.34) удобно пользоваться при больших значениях
где 5. Полагая
Все заявки, не получившие отказа, должны быть обслужены. Поэтому вероятность того, что заявка, поступившая в систему, будет обслужена, есть не что иное как относительная пропускная способность q изучаемой системы. Итак,
6. Согласно определению математического ожидания для дискретной случайной величины, среднее число занятых каналов в исходной системе обслуживания равно
В вычислительном аспекте величину
Пример 6.6. Автоматическая телефонная станция обеспечивает не более 120 переговоров одновременно. Средняя продолжительность разговора 60 секунд, а вызовы поступают в среднем через 0,5 секунды. Рассматривая такую станцию как многоканальную систему обслуживания с отказами и простейшим входным потоком, определим: 1) среднее число занятых каналов 2) относительную пропускную способность 3) среднее время Рассматриваемая система представляет собой систему обслуживания с отказами, находящуюся в стационарном режиме функционирования. Она обладает следующими характеристиками: число каналов обслуживания Учитывая (6.37) и используя таблицы функции Лапласа [XVI], получаем
так как
Далее, согласно (6.37), находим
А так как А есть интенсивность входного потока (число заявок в единицу времени), то
Системы обслуживания с ограниченной длиной очереди. Отметим особенности стационарных режимов функционирования таких систем. 1. Для
При стандартных предположениях относительно входного потока и законов распределений времени обслуживания и времени ожидания (см. 6.2, 6.3) математическая модель исходной системы в соответствии с (6.16)-(6.18) имеет следующий вид:
где 2. При изучении стационарных режимов функционирования систем обслуживания с ограниченной длиной очереди можно использовать результаты из 6.6, учитывая, что в данном случае множество возможных состояний системы Из (6.21), (6.22), (6.24) с учетом (6.38), (6.23) находим вероятности состояний:
Вероятность отказа равна ротк Пример 6.7. Два рабочих обслуживают шесть однотипных станков. Остановка каждого работающего станка происходит в среднем каждые полчаса, а процесс наладки занимает в среднем 10 минут. Необходимо определить: 1) среднюю занятость рабочих; 2) среднее количество неисправных станков; 3) абсолютную пропускную способность рабочей бригады. В данном случае интенсивность входного потока
На рис. 6.6 изображен размеченный граф состояний рассматриваемой системы обслуживания — типичного представителя так называемых замкнутых систем обслуживания.
Рис. 6.6 В этих системах интенсивность потока заявок зависит от состояния самой системы обслуживания. Данная специфика не позволяет непосредственно использовать результаты, приведенные выше. Для построения системы линейных алгебраических уравнений относительно стационарных вероятностей
Решая эту систему линейных алгебраических уравнений при
Тождество (6.16) принимает вид
Отсюда находим вероятность пребывания исходной системы в состоянии
Среднее число неисправных станков есть математическое ожидание числа станков, связанных с процессом обслуживания (ремонтируются или ждут обслуживания):
Среднюю занятость рабочих
При интенсивности обслуживания
|
1 |
Оглавление
|