Главная > Цифровая обработка изображений в информационных системах
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

3.2. Масочная фильтрация изображений при наличии аддитивного белого шума

Распространенным видом помехи является белый шум, аддитивно воздействующий на изображение. Наблюдаемое в этом случае изображение (3.1) имеет вид:

,                  (3.10)

а корреляционная функция шума     описывается выражением:

.

Здесь   - дисперсия шума, а    -  символ Кронекера. Считаем, что входной сигнал центрирован, т.е. имеет нулевое математическое ожидание, а изображение   и  шум   взаимно независимы, поэтому для корреляционной функции входного сигнала справедливо:

,

где   - дисперсия, а   - нормированная корреляционная функция полезного сигнала. Нетрудно видеть, что в этих условиях взаимная корреляционная функция   совпадает с корреляционной функцией полезного сигнала  . Поэтому уравнение Винера-Хопфа  (3.6) приводится к виду:

             (3.11)

где   - отношение дисперсий сигнала и шума.

Преобразуем также выражение (3.7) для ошибок фильтрации, для чего запишем в явном виде то из уравнений в (3.11), которое соответствует  значениям 

,

откуда находим:

.

Сравнивая это соотношение с (3.7), окончательно получаем:

,

где   - относительный средний квадрат ошибок фильтрации. Таким образом, для определения ошибок фильтрации необходимо знать отношение сигнал/шум (которое входит также и в уравнение Винера-Хопфа) и значение оптимальной импульсной характеристики в точке (0,0).

Для того чтобы при решении уравнения (3.11) воспользоваться существующими программными средствами ЭВМ, необходимо выполнить его упорядоченное преобразование к каноническому векторно-матричному виду. Для этого требуется совокупность  неизвестных величин   представить в виде вектора  . Точно также множество величин, образующих левые части (3.11), следует представить в виде вектора  , а множество коэффициентов правой части в виде матрицы   размера  . Тогда уравнение и его решение примут вид:

.

В практике цифровой обработки изображений широко используется масочная фильтрация. Ее линейная разновидность является одним из вариантов двумерной КИХ-фильтрации. В качестве маски используется множество весовых коэффициентов, заданных во всех точках окрестности  , обычно симметрично окружающих рабочую точку кадра. Распространенным видом окрестности, часто применяемым на практике, является квадрат 33 с рабочим элементом в центре, изображенный на рис. 3.1.б. Применяют различные разновидности масок, одним из эвристических вариантов является равномерная маска, все девять весовых коэффициентов которой равны 1/9. Такой выбор коэффициентов отвечает условию сохранения средней яркости  (3.9) и поэтому в процессе обработки центрировать изображение не требуется.

Визуально эффективность фильтрации можно оценить с помощью рис.3.2. На рис. 3.2.а показан зашумленный портрет (изображение без шума приведено на рис. 1.3.а) при отношении сигнал/шум равном -5дБ. Результат масочной фильтрации при оптимальном виде ИХ, найденной из (3.11), приведен на рис.3.2.б. Результат фильтрации, выполненной равномерным масочным оператором не приводится, поскольку с визуальной точки зрения он мало отличается от рис.3.2.б. При этом, однако, с количественной точки зрения различия достаточно заметны: если при оптимальной КИХ относительная ошибка , то при равномерной КИХ она возрастает почти на 30% и составляет  . Различие резко возрастает при более высоком уровне шума. Так, например, при отношении сигнал/шум равном -10дБ  имеем  и , т.е. применение равномерной КИХ вместо оптимальной приводит в этом случае к увеличению ошибок более чем вдвое.

а)

б)

Рис. 3.2. Пример масочной фильтрации при

Здесь полезно отметить определенное разногласие в оценках качества, даваемых человеческим глазом и применяемыми количественными показателями. Глаз является слишком совершенным изобретением природы, чтобы с ним могли соревноваться достаточно примитивные математические показатели типа среднего квадрата ошибок. Поэтому некоторые результаты, рассматриваемые с точки зрения математических показателей как  катастрофические, визуально могут быть вполне удовлетворительными. Означает ли это, что математические критерии вообще непригодны при цифровой обработке изображений? Конечно, нет. Цифровая обработка изображений находит применение в различных информационных системах с автоматическим принятием решений, основанным на этой обработке.

Функционирование таких систем, где отсутствует человеческий глаз, полностью подчинено математическим критериям и качество их работы оценивается только математическими показателями. Понятно, что и качество изображений, используемых в этих системах, также должно оцениваться только математическими критериями.

В заключение данного параграфа подчеркнем, что в целом применение описанных процедур фильтрации приводит к существенному снижению уровня шума на изображении. Количественно эффективность данной обработки можно охарактеризовать коэффициентом улучшения отношения сигнал/шум   , где учтено, что величина   определяет отношение сигнал/шум после фильтрации. Улучшение зависит от уровня шума на исходном изображении и составляет в приведенном эксперименте   при   дБ  и    при   дБ. Коэффициент улучшения тем выше, чем сильнее шум на исходном изображении.

 

1
Оглавление
email@scask.ru