ГЛАВА 19 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
19.1. Предмет теории массового обслуживания
За последние десятилетия в самых
разных областях практики возникла необходимость в решении своеобразных
вероятностных задач, связанных с работой так называемых систем массового
обслуживания. Примерами таких систем могут служить: телефонные станции,
ремонтные мастерские, билетные кассы, справочные бюро, парикмахерские и т. п.
Каждая такая система состоит из какого-то числа обслуживающих единиц, которые
мы будем называть «каналами» обслуживания. В качестве каналов могут
фигурировать: линии связи; лица, выполняющие те ли иные операции; различные
приборы и т. п. Системы массового обслуживания могут быть как одно-, так и
многоканальными.
Работа любой системы массового обслуживания
состоит в выполнении поступающего на нее потока требований или заявок. Заявки
поступают одна за другой в некоторые, вообще говоря, случайные, моменты
времени. Обслуживание поступившей заявки продолжается какое-то время, после
чего канал освобождается и снова готов для приема следующей заявки. Каждая
система массового обслуживания, в зависимости от числа каналов и их
производительности, обладает какой-то пропускной способностью, позволяющей ей
более или менее успешно справляться с потоком заявок. Предмет теории массового
обслуживания - установление зависимости между характером потока заявок,
производительностью отдельного канала, числом каналов и успешностью
(эффективностью) обслуживания. В качестве характеристик эффективности
обслуживания - в зависимости от условий задачи и целей исследования - могут
применяться различные величины и функции, например: средний процент заявок,
получающих отказ и покидающих систему необслуженными; среднее время «простоя»
отдельных каналов и системы в целом; среднее время ожидания в очереди;
вероятность того, что поступившая заявка немедленно будет принята к
обслуживанию; закон распределения длины очереди и т. д. Каждая из этих
характеристик описывает, с той или другой стороны, степень приспособленности
системы к выполнению потока заявок, иными словами - ее пропускную способность.
Под «пропускной способностью» в
узком смысле слова обычно понимают среднее число заявок, которое система может
обслужить в единицу времени. Наряду с нею часто рассматривают относительную
пропускную способность - среднее отношение числа обслуженных заявок к числу
поданных. Пропускная способность (как абсолютная, так и относительная) в общем
случае зависит не только от параметров системы, но и от характера потока
заявок. Если бы заявки поступали регулярно, через точно определенные промежутки
времени, и обслуживание каждой заявки тоже имело строго определенную
длительность, расчет пропускной способности системы не представлял бы никакой
трудности. На практике обычно моменты поступления заявок случайны; по большей
части случайна и длительность обслуживания заявки. В связи с этим процесс
работы системы протекает нерегулярно: в потоке заявок образуются местные сгущения
и разрежения. Сгущения могут привести либо к отказам в обслуживании, либо к
образованию очередей. Разрежения могут привести к непроизводительным простоям
отдельных каналов или системы в целом. На эти случайности, связанные с
неоднородностью потока заявок, накладываются еще случайности, связанные с
задержками обслуживания отдельных заявок. Таким образом, процесс
функционирования системы массового обслуживания представляет собой случайный
процесс. Чтобы дать рекомендации по рациональной организации системы, выяснить
ее пропускную способность и предъявить к ней требования, необходимо изучить
случайный процесс, протекающий в системе, и описать его математически. Этим и
занимается теория массового обслуживания.
Заметим, что за последние годы
область применения математических методов теории массового обслуживания
непрерывно расширяется и все больше выходит за пределы задач, связанных с
«обслуживающими организациями» в буквальном смысле слова. Многие задачи
автоматизации производства оказываются близкими к теории массового
обслуживания: потоки деталей, поступающих для выполнения над ними различных
операций, могут рассматриваться как «потоки заявок», ритмичность поступления
которых нарушается за счет случайных причин. Своеобразные задачи теории
массового обслуживания возникают в связи с проблемой организации транспорта и
системы сообщений. Близкими к
теории массового обслуживания оказываются и задачи, относящиеся к надежности
технических устройств: такие их характеристики, как среднее время безотказной
работы, потребное количество запасных деталей, среднее время простоя в связи с
ремонтом и т. д., определяются методами, непосредственно заимствованными из
теории массового обслуживания.
Проблемы, родственные задачам
массового обслуживания, постоянно возникают в военном деле. Каналы наведения,
линии связи, аэродромы, устройства для сбора и обработки информации
представляют собой своеобразные системы массового обслуживания со своим режимом
работы и пропускной способностью.
Трудно даже перечислить все
области практики, в которых находят применение методы теории массового
обслуживания. За последние годы она стала одной из самых быстро развивающихся
ветвей теории вероятностей.
В настоящей главе будут изложены
некоторые элементарные сведения по теории массового обслуживания, знание
которых необходимо любому инженеру, занимающемуся вопросами организации в
области промышленности, народного хозяйства, связи, а также в военном деле.