19.10. Система массового обслуживания с ожиданием
Система массового обслуживания
называется системой с ожиданием, если заявка, заставшая все каналы
занятыми, становится в очередь и ждет, пока не освободится какой-нибудь канал.
Если время ожидания заявки в
очереди ничем не ограничено, то система называется «чистой системой с
ожиданием». Если оно ограничено какими-то условиями, то система называется
«системой смешанного типа». Это промежуточный случай между чистой системой с
отказами и чистой системой с ожиданием.
Для практики наибольший интерес
представляют именно системы смешанного типа.
Ограничения, наложенные на
ожидание, могут быть различного типа. Часто бывает, что ограничение
накладывается на время ожидания заявки в очереди; считается, что оно ограничено
сверху каким-то сроком
, который может быть как строго
определенным, так и случайным. При этом ограничивается только срок ожидания в
очереди, а начатое обслуживание доводится до конца, независимо от того, сколько
времени продолжалось ожидание (например, клиент в парикмахерской, сев в кресло,
обычно уже не уходит до конца обслуживания). В других задачах естественнее
наложить ограничение не на время ожидания в очереди, а на общее время
пребывания заявки в системе (например, воздушная цель может пробыть в зоне
стрельбы лишь ограниченное время и покидает ее независимо от того, кончился
обстрел или нет). Наконец, можно рассмотреть и такую смешанную систему (она
ближе всего к типу торговых предприятий, торгующих предметами не первой
необходимости), когда заявка становится в очередь только в том случае, если
длина очереди не слишком велика. Здесь ограничение накладывается на число
заявок в очереди.
В системах с ожиданием
существенную роль играет так называемая «дисциплина очереди». Ожидающие заявки
могут вызываться на обслуживание как в порядке очереди (раньше прибывший раньше
и обслуживается), так и в случайном, неорганизованном порядке. Существуют
системы массового обслуживания «с преимуществами», где некоторые заявки
обслуживаются предпочтительно перед другими («генералы и полковники вне
очереди»).
Каждый тип системы с ожиданием
имеет свои особенности и свою математическую теорию. Многие из них описаны,
например, в книге В. В. Гнеденко «Лекции по теории массового обслуживания».
Здесь мы остановимся только на
простейшем случае смешанной системы, являющемся естественным обобщением задачи
Эрланга для системы с отказами. Для этого случая мы выведем дифференциальные
уравнения, аналогичные уравнениям Эрланга, и формулы для вероятностей состояний
в установившемся режиме, аналогичные формулам Эрланга.
Рассмотрим смешанную систему
массового обслуживания
с
каналами при следующих условиях. На вход
системы поступает простейший поток заявок с плотностью
. Время обслуживания одной заявки
-
показательное, с параметром
. Заявка, заставшая все каналы занятыми,
становится в очередь и ожидает обслуживания; время ожидания ограничено некоторым
сроком
;
если до истечения этого срока заявка не будет принята к обслуживанию, то она
покидает очередь и остается необслуженной. Срок ожидания
будем считать
случайным и распределенным по показательному закону
,
где
параметр
-
величина, обратная среднему сроку ожидания:
;
.
Параметр
полностью аналогичен
параметрам
и
потока
заявок и «потока освобождений». Его можно интерпретировать, как плотность
«потока уходов» заявки, стоящей в очереди. Действительно, представим себе
заявку, которая только и делает, что становится в очередь и ждет в ней, пока не
кончится срок ожидания
, после чего уходит и сразу же снова
становится в очередь. Тогда «поток уходов» такой заявки из очереди будет иметь
плотность
.
Очевидно, при
система смешанного типа
превращается в чистую систему с отказами; при
она превращается в чистую систему с
ожиданием.
Заметим, что при показательном
законе распределения срока ожидания пропускная способность системы не зависит
от того, обслуживаются ли заявки в порядке очереди или в случайном порядке: для
каждой заявки закон распределения оставшегося времени ожидания не зависит от
того, сколько времени заявка уже стояла в очереди.
Благодаря допущению о
пуассоновском характере всех потоков событий, приводящих к изменениям состояний
системы, процесс, протекающий в ней, будет марковским. Напишем уравнения для
вероятностей состояний системы. Для этого, прежде всего, перечислим эти
состояния. Будем их нумеровать не по числу занятых каналов, а по числу
связанных с системой заявок. Заявку будем называть «связанной с системой», если
она либо находится в состоянии обслуживания, либо ожидает очереди. Возможные
состояния системы будут:
-
ни один канал не занят (очереди нет),
-
занят ровно один канал (очереди нет),
………
-
занято ровно
каналов
(очереди нет),
………
-
заняты все
каналов
(очереди нет),
-
заняты все
каналов,
одна заявка стоит в очереди,
………
-
заняты все
каналов,
заявок
стоят в очереди,
………
Число заявок
, стоящих в очереди, в наших
условиях может быть сколь угодно большим. Таким образом, система
имеет бесконечное
(хотя и счетное) множество состояний. Соответственно, число описывающих ее
дифференциальных уравнений тоже будет бесконечным.
Очевидно, первые
дифференциальных
уравнений ничем не будут отличаться от соответствующих уравнений Эрланга:
Отличие новых уравнений от
уравнений Эрланга начнется при
. Действительно, в состояние
система с отказами
может перейти только из состояния
; что касается системы с ожиданием, то
она может перейти в состояние
не только из
, но и из
(все каналы заняты, одна
заявка стоит в очереди).
Составим дифференциальное
уравнение для
.
Зафиксируем момент
и
найдем
-
вероятность того, что система в момент
будет в состоянии
. Это может осуществиться тремя
способами:
1)
в момент
система
уже была в состоянии
, а за время
не вышла из него (не пришла ни
одна заявка и ни один из каналов не освободился);
2)
в момент
система
была в состоянии
,
а за время
перешла
в состояние
(пришла
одна заявка);
3)
в момент
система
была в состоянии
(все
каналы заняты, одна заявка стоит в очереди), а за время
перешла в
(либо освободился один канал и
стоящая в очереди заявка заняла его, либо стоящая в очереди заявка ушла в связи
с окончанием срока).
Имеем:
,
откуда
.
Вычислим теперь
при любом
- вероятность того,
что в момент
все
каналов
будут заняты и ровно
заявок будут стоять в очереди. Это
событие снова может осуществиться тремя способами:
1)
в момент
система
уже была в состоянии
, а за время
это состояние не изменилось
(значит, ни одна заявка не пришла, ни один капал не освободился и ни одна из
стоящих в очереди
заявок не ушла);
2)
в момент
система
была в состоянии
,
а за время
перешла
в состояние
(т.
е. пришла одна заявка);
3)
в момент
система
была в состоянии
,
а за время
перешла
в состояние
(для
этого либо один из каналов должен освободиться, и тогда одна из
стоящих в очереди
заявок займет его, либо одна из стоящих в очереди заявок должна уйти в связи с
окончанием срока).
Следовательно:
,
откуда
.
Таким образом, мы получили для
вероятностей состояний систему бесконечного числа дифференциальных уравнений:
(19.10.1)
Уравнения (19.10.1) являются
естественным обобщением уравнений Эрланга на случай системы смешанного типа с
ограниченным временем ожидания. Параметры
в этих уравнениях могут быть как
постоянными, так и переменными. При интегрировании системы (19.10.1) нужно
учитывать, что хотя теоретически число возможных состояний системы бесконечно,
но на практике вероятности
при возрастании
становятся пренебрежимо
малыми, и соответствующие уравнения могут быть отброшены.
Выведем формулы, аналогичные
формулам Эрланга, для вероятностей состояний системы при установившемся режиме
обслуживания (при
).
Из уравнений (19.10.1), полагая все
постоянными, а все производные - равными
нулю, получим систему алгебраических уравнений:
(19.10.2)
К
ним нужно присоединить условие:
. (19.10.3)
Найдем
решение системы (19.10.2).
Для этого применим тот же прием,
которым мы пользовались в случае системы с отказами: разрешим первое уравнение
относительно
подставим
во второе, и т. д. Для любого
, как и в случае системы с отказами,
получим:
. (19.10.4)
Перейдем
к уравнениям для
. Тем же способом
получим:
,
,
и
вообще при любом
. (19.10.5)
В обе формулы (19.10.4) и
(19.10.5) в качестве сомножителя входит вероятность
. Определим ее из условия
(19.10.3). Подставляя в него выражения (19.10.4) и (19.10.5) для
и
, получим:
,
откуда
. (19.10.6)
Преобразуем
выражения (19.10.4), (19.10.5) и (19.10.6), вводя в них вместо плотностей
и
«приведенные» плотности:
(19.10.7)
Параметры
и
выражают соответственно среднее число
заявок и среднее число уходов заявки, стоящей в очереди, приходящиеся на
среднее время обслуживания одной заявки.
В новых обозначениях формулы
(19.10.4), (19.10.5) и (19.10.6) примут вид:
; (19.10.8)
; (19.10.9)
. (19.10.10)
Подставляя (19.10.10) в (19.10.8)
и (19.10.9), получим окончательные выражения для вероятностей состояний
системы:
; (19.10.11)
. (19.10.12)
Зная вероятности всех состояний
системы, можно легко определить другие интересующие нас характеристики, в
частности, вероятность
того, что заявка покинет систему
необслуженной. Определим ее из следующих соображений: при установившемся режиме
вероятность
того,
что заявка покинет систему необслуженной, есть не что иное, как отношение
среднего числа заявок, уходящих из очереди в единицу времени, к среднему числу
заявок, поступающих в единицу времени. Найдем среднее число заявок уходящих
из очереди в единицу времени. Для этого сначала вычислим математическое
ожидание
числа
заявок, находящихся в очереди:
. (19.10.13)
Чтобы получить
, нужно
умножить на среднюю
«плотность уходов» одной заявки
и разделить на среднюю плотность заявок
, т. е. умножить на
коэффициент
.
Получим:
. (19.10.14)
Относительная пропускная
способность системы характеризуется вероятностью того, что заявка, попавшая в
систему, будет обслужена:
.
Очевидно, что пропускная
способность системы с ожиданием, при тех же
и
, будет всегда выше,
чем пропускная способность системы с отказами: в случае наличия ожидания
необслуженными уходят не все заявки, заставшие
каналов занятыми, а только некоторые.
Пропускная способность увеличивается при увеличении среднего времени ожидания
.
Непосредственное пользование
формулами (19.10.11), (19.10.12) и (19.10.14) несколько затруднено тем, что в
них входят бесконечные суммы. Однако члены этих сумм быстро убывают.
Посмотрим, во что превратятся
формулы (19.10.11) и (19.10.12) при
и
. Очевидно, что при
система с ожиданием должна
превратиться в систему с отказами (заявка мгновенно уходит из очереди).
Действительно, при
формулы
(19.10.12) дадут нули, а формулы (19.10.11) превратятся в формулы Эрланга для
системы с отказами.
Рассмотрим другой крайний случай:
чистую систему с ожиданием
. В такой системе заявки вообще не уходят
из очереди, и поэтому
: каждая заявка рано или поздно дождется
обслуживания. Зато в чистой системе с ожиданием не всегда имеется предельный
стационарный режим при
. Можно доказать, что такой режим
существует только при
, т. е. когда среднее число заявок,
приходящееся на время обслуживания одной заявки, не выходит за пределы
возможностей
-канальной
системы. Если же
,
число заявок, стоящих в очереди, будет с течением времени неограниченно
возрастать.
Предположим, что
, и найдем предельные
вероятности
для чистой системы с
ожиданием. Для этого положим в формулах (19.9.10), (19.9.11) и (19.9.12)
. Получим:
,
или,
суммируя прогрессию (что возможно только при
),
. (19.10.15)
Отсюда,
пользуясь формулами (19.10.8) и (19.10.9), найдем
, (19.10.16)
и
аналогично для
. (19.10.17)
Среднее число заявок, находящихся
в очереди, определяется из формулы (19.10.13) при
:
. (19.10.18)
Пример 1. На вход трехканальной
системы с неограниченным временем ожидания поступает простейший поток заявок с
плотностью
(заявки
в час). Среднее время обслуживания одной заявки
мин. Определить, существует ли
установившийся режим обслуживания; если да, то найти вероятности
, вероятность наличия
очереди и среднюю длину очереди
.
Решение. Имеем
;
. Так как
, установившийся режим
существует. По формуле (19.10.16) находим
;
;
;
.
Вероятность наличия очереди:
.
Средняя
длина очереди по формуле (19.10.18) будет
(заявки).