Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПРЕДИСЛОВИЕЭта книга написана, главным образом, как учебник по теории информации для студентов старших курсов и аспирантов первого года обучения, специализирующихся в области техники или в математике. Предполагается, что читатель обладает знанием начального курса анализа и элементов теории вероятностей, а для чтения последних глав требуются некоторые начальные знания из теории случайных процессов. К сожалению, имеется еще одно требование, которое труднее выполнить. Читатель должен находиться на разумном уровне математической зрелости и обладать способностью к абстрактному мышлению. Основные результаты теории являются довольно тонкими и абстрактными и в ряде случаев они были получены с помощью, казалось бы, весьма окольных путей. К счастью, недавно достигнутые упрощения в теории позволили сделать главные результаты более доступными, чем это было ранее. Из-за этой деликатности и абстрактности теории приходится проводить рассуждения на более строгом по сравнению с обычно принятым в технике уровне. Чтобы облегчить чтение там, где это было возможно, я старался вместе с доказательством трудных теорем давать объяснение того, почему теорема является важной, и приводить обоснование справедливости теоремы на интуитивном уровне. Была также предпринята попытка дать каждой теореме наиболее простое и элементарное доказательство; многие из приведенных здесь доказательств являются новыми. Я тщательно избегал довольно неудачную для многих элементарных учебников практику упоминания в середине доказательства некоторых нечетко сформулированных математических теорем, на основе которых и завершается доказательство. Существует целый ряд причин для того, чтобы доказательству теорем уделить здесь особое внимание. Одна из главных причин состоит в том, что при попытке приложить теорию инженер быстро установит, что задачи, возникающие в технике, не часто можно решить с помощью непосредственного применения к ним теорем. Теоремы редко могут быть применены без всяких изменений и нужно разобраться в доказательстве для того, чтобы выяснить, дает ли эта теорема какое-либо продвижение в решении поставленной задачи. Другой причиной для выделения доказательств является то, что методы, использованные в доказательствах, часто оказываются более полезными при проведении новых исследований в этой области по сравнению с самими результатами. Последняя причина обращения особого внимания на точность формулировок результатов и на тщательность доказательств состоит в том, что эта книга задумана, скорее, как существенная часть курса по теории информации, а не как весь курс целиком. Например, философию, интуитивное толкование, примеры и приложения лучше передавать при непосредственном общении на занятиях, в то время как точные утверждения и детали лучше изложить в виде написанного учебника. Для преподавателя и самостоятельно изучающего курс аспиранта здесь приводится вполне достаточно интуитивного материала, однако студентам последних курсов требуется давать дополнительные разъяснения на занятиях. В конце книги приведено большое число упражнений и задач. Их диапазон простирается от простых численных примеров до существенных теоретических обобщений. В тексте книги рассмотрено лишь относительно небольшое число примеров, и читатель, который нуждается в конкретных примерах, должен часто прерывать чтение для решения некоторых наиболее простых задач, помещенных в конце книги. Имеется целый ряд возможностей выбора помещенного здесь материала для односеместрового курса. Главу 1 следует читать вначале (а возможно, также и в конце). После этого, по моему мнению, предпочтительно чтение следующих параграфов (в указанном порядке): 2.1-2.4, 3.1-3.4, 4.1-4.5, 5.1-5.6., 6.1-6.5 и, наконец, либо 6.8-6.9, либо 6.6.-6.7, либо 8.1-8.3. Другая возможность, открытая для студентов, которые имеют некоторые знания из теории случайных процессов, состоит в том, чтобы начать с § 8.1 и 8.2 и затем проследовать по указанному выше пути, используя повсюду в качестве примера канал с гауссовым белым шумом. Следующая возможность, предлагаемая для слушателей, с серьезными намерениями применений на практике, состоит в том, чтобы начать с гл. 6 (опустив § 6.2), затем перейти к § 5.1-5.5, после этого § 6.2 и далее к гл. 2 и 4 и § 8.1 и 8.2. Иные возможности построения курса можно установить с помощью следующей таблицы используемого в тексте материала. Таблица используемого материала (см. скан) Как общее правило, последние темы каждой главы являются самыми трудными и излагаются в более сжатой форме по сравнению с темами, рассмотренными ранее. Они включены, главным образом, для аспирантов, а также лиц, работающих в этой области, хотя большинство из них может быть прочитано в течение второго семестра. Преподавателей следует предупредить не тратить слишком много времени на гл. 3, особенно в односеместровом курсе. Материал, помещенный в §4.1-4.5, 5.1-5.6 и 6.1-6.5, проще и имеет большее значение, чем материал, помещенный в § 3.5-3.6, несмотря на то, что он, возможно, менее знаком некоторым преподавателям. Я приношу извинения многим авторам значительных работ в теории информации, которых я не упомянул. Я пытался привести ссылки, которые мне казались полезными при написании этой книги, наряду со ссылками на отдельные работы, содержащие дальнейшие продвижения. Многие работы, имеющие историческое значение, были опущены, и цитируемые здесь авторы не обязательно являются теми, кто внес наибольший вклад в эту область. Мне хочется выразить признательность Исследовательской лаборатории электроники и Электротехническому факультету Массачузетсского технологического института (МТИ) за терпеливую поддержку во время подготовки этой книги. Эта работа была поддержана Национальной администрацией по аэронавтике и космосу по контракту NSG-334. Я особенно благодарен Р. М. Фано, который стимулировал мой первый интерес к теории информации и кому я во многом обязан моим подходом к пониманию этого предмета. Работа над этой книгой была начата более четырех лет назад с первоначальным замыслом произвести переработку (под двойным авторством) книги Р. М. Фано «Передача информации?». Шли годы, текст разрастался и изменялся и стало ясно, что получилась полностью отличная книга. Однако мой долг «Передаче информации» очевиден всякому, кто знаком с обеими книгами. Я также очень благодарен П. Элайсу, Дж. М. Возенкрафту и К. Э. Шеннону, за их идеи и методы изложения, которые широко использованы здесь. Другой долг я обязан отдать многим студентам и аспирантам, которые слушали курс теории информации в МТИ и делали беспристрастные замечания о многих эксперимента по различным представлениям содержащегося здесь материала. Наконец, я обязан многочисленным коллегам, которые были очень великодушны и дали детальную критику различных частей этой рукописи. В этом отношении особенно большую пользу оказал Дж. Л. Месси. Г. Д. Форни, X. Юдкин, А. Вайнер, П. Элайс, Р. Кэн, Р. С. Кеннеди, Дж. Макс, Дж. Пинкстон, Э. Берлекэмп, А. Коленберг, И. Джекобе, Д. Сакрисон, Т. Кайлат, Л. Сейдман и Ф. Препарата все вместе сделали большое число критических замечаний, которые способствовали значительному улучшению рукописи. Роберт Г. Галлагер
|
1 |
Оглавление
|